Александр Арнштам.
Женщина, сидящая на земле. Иллюстрация из книги |
Когда Андрей Владимирович Толстой узнал о выходе этого альбома, который предваряло (среди двух других статей) и его предисловие, то очень этому обрадовался. Один из самых известных в Европе исследователей изобразительного искусства, автор ряда фундаментальных работ по истории жизни и творчества художников русского зарубежья, он как-то по-детски умел радоваться и своим, и чужим успехам. Однако взять в руки книгу об Александре Арнштаме ему уже не удалось. В ночь на 11 февраля этого года Толстого не стало.
Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства, член президиума Академии художеств, Андрей Владимирович пользовался среди коллег непререкаемым авторитетом. Его ценили очень многие – как у нас, так и за рубежом. В том числе и перешагнувший 90-летний рубеж Кирилл Александрович Арнштам, один из самых известных художников русского Парижа, создатель киноафиш и иллюстратор книг. Кирилл Александрович приезжал в Москву, в Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, в связи с проведением выставки и подготовкой альбома своего отца, мастера Серебряного века, а потом и российской эмиграции, оформителя книг и фильмов Александра Мартыновича Арнштама (1880–1969). Именно предисловие к альбому Александра Арнштама стало, судя по всему, последней прижизненной работой Андрея Толстого.
Кроме его статьи «К истории русской художественной эмиграции в Берлине и Париже в ХХ веке (Александр Арнштам и Юрий Анненков)» рецензируемую книгу предваряют две работы питерских искусствоведов Марины Магидович и Михаила Германа. Именно Марина Леонидовна 20 лет назад в Париже разыскала сыновей Александра Арнштама и начала публикацию работ о творчестве мастера. Вообще это поразительно. Казалось бы, имена «небожителей» Серебряного века и парижского изгнания Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других вошли буквально в плоть и кровь современного искусствознания. И тем не менее Александр Арнштам, оформлявший знаменитый журнал «Золотое руно», книги Волошина и Анненского в издательстве «Гриф», постоянный участник последних выставок «Мира искусства», художник кинокартины «Катя» – одного из самых знаменитых фильмов по русской истории, сделанных за рубежом, наконец, автор обложки к легендарному альманаху Чуковского «Чукоккала», был почти неизвестен в постперестроечной России.
Александр Арнштам.
Вкус времени: Жизнь. Искусство. Творческие параллели. – М.: Русский путь, Вифсаида, 2015. – 260 с. |
А между тем критика предреволюционного Петербурга, а затем Петрограда, искусствоведы, освещавшие книжные издания и фильмы, сделанные в Германии в 20-х – начале 30-х годов, не скупились на восторженные слова. Так, к примеру, критик Андрей Левинсон отмечал «чрезвычайную виртуозность выполнения» и «самобытную орнаментальность» фантазии работ мастера. Действительно, отточенность линии, острое, четкое видение было всегда свойственно Арнштаму. Рисовал ли он портреты Прокофьева или Ремизова или свои, в последние годы бесконечные, виды Пале Рояля, оформлял ли книги Николая Евреинова или Эмиля Золя – везде в нем чувствовался петербуржец, художник, умевший находить красоту и логику в сочетании форм.
Никита Алексеевич Струве как-то (см., кстати, эссе Михаила Бузника, посвященное его памяти, на стр. 5 этого номера «НГ-EL») сказал о поэзии Мандельштама, объясняя свой выбор темы диссертации в Сорбонне, что эти стихи поразили его предельной завершенностью каждой строки. То же, наверное, можно сказать и об Александре Арнштаме.
Альбом «Вкус времени», составленный Юлией Гудович, представляет все жанры, в которых работал этот мастер. Здесь и портреты, созданные им в Питере, Берлине и Париже, и обложки книг, и кадры из снятых во Франции и Германии фильмов, художником которых он был. Благодаря Кириллу Александровичу Арнштаму, несмотря на свой возраст, снова собирающемуся в Москву, в издание вошел ряд уникальных семейных фотографий.