Женщина, поправляющая прическу.
50–79 гг н.э. Фреска из Виллы Ариадны, Стабии. Иллюстрация из книги |
Сборник статей Дмитрия Молока открывает серию «Антология искусствознания XX века», задуманную фондом IN ARTIBUS для публикации трудов российских и зарубежных ученых, записок известных художников, воспоминаний коллекционеров, повлиявших на развитие науки об искусстве и не утративших своего значения до нашего времени.
Дмитрий Юрьевич Молок (1959–2014) хорошо знаком тем, кто занимается изучением Древней Греции. Он много лет проработал научным сотрудником в ГМИИ им. А.С. Пушкина, преподавал студентам в РГГУ, публиковал статьи об античной культуре в журналах, выступая как последователь традиции Иоганна Винкельмана, называвшего свои штудии об античных памятниках «поэтическими описаниями». Да, действительно, в авторе больше чувствуется восторженный романтик, искренне восхищающийся предметом, о котором он пишет, чем сухой научный человек.
При чтении легко написанных статей Молока, которые внутренне связаны друг с другом, кажется, что просто беседуешь со старым другом, который умело вычленяет из огромного объема информации самое ценное, что с радостью и рассказывает своим друзьям. Знакомство с книгой можно начинать фактически с любой главы – открываешь без чувства чего-то упущенного. Читатель просто присоединяется к общему разговору. Составитель сборника Николай Молок, редакторы Елена Савостина и Елена Шарнова ответственно подошли к своей работе. В конце книги публикуется список всех работ ученого и не менее внушительный указатель, но уже применительно к этой лаконично оформленной черно-белой книге.
Статьи Дмитрия Молока – это неторопливое вдумчивое повествование, в котором ясно и просто рассказывается о ключевых символах античности: Венере Милосской, Бельведерском торсе, Колизее или же о фресках виллы Мистерий в Помпеях. Они все как персонажи некой сказки, но сказки правдивой и научной. Однако нельзя не заметить и многие неровности в решении художественных вопросов, когда автор вдруг завершает свой рассказ, не вполне удовлетворив любопытство читателя.
Дмитрий Молок.
Классика и истина. Статьи об античном искусстве (Антология искусствознания XX века). – М.: Дефи, Фонд In Arbitus, 2016. – 296 с. |
Дмитрий Молок много лет занимался исследованием темы метаморфоз зеркала. Иногда он уходил от нее, но некая сила подавала ему вновь знак. Прекрасный Нарцисс смотрится в воду, и вот снова возникает она – отражающая поверхность. Статья о зеркале в античной и европейской культуре одна из самых больших в сборнике. «Зеркало было хранителем света. В нем ценили не только способность отражать, но и золотое свечение, превращающее зеркало в метафору света». Особые отношения с зеркалом в древности приобретали иное звучание в эпоху Ренессанса, но оставались непосредственно связанными с античностью, без знания которой трудно догадаться, почему аллегория Фортуны иногда изображается с зеркалом, а не с колесом. Казалось бы, что увидит она в зеркале, в которое смотрится? Что ж, не будем раскрывать тайну, равно как и в случае с «архаической улыбкой», «метафорой порога», расшифровкой сновидений и надгробий воинов.
Другая тема, чрезвычайно интересовавшая Молока, – античные геммы и то, как менялось к ним отношение у разных народов с течением времени. «Для варварских народов, принявших христианскую веру, в античных геммах, казалось, соединились искусство и богатство. Они были дипломатической валютой наряду с медалями и столовым серебром». Древним собирателям гемм не уступали коллекционеры Нового времени. Прославленный «живописец королей и король живописцев» Питер Пауль Рубенс однажды признался: «Ничто в жизни не восхищало меня так, как геммы». Вот она, преемственность времен. Состоятельный художник хорошо знал, о чем говорил, ведь его собрание резных камней было уникальным.
Любить античность могут только настоящие подвижники. Как говорится в послесловии, «сегодня совсем не модно заниматься классическим искусством». Однако иметь систематическое представление о времени, послужившем своеобразной точкой отсчета для самосознания европейской культуры, лишним никогда не будет.