Плывем к синтезу... Иллюстрация из книги
Книга писателя и художника Михаила Погарского уникальна по многим параметрам. Во-первых, она претендует на арт-идеологию, чего после концептуализма на более или менее серьезном уровне, кажется, не наблюдалось. Но, и здесь еще одна особенность этой книги, речь идет не об идеологии какого-то нового направления или движения искусства наподобие футуризма, дадаизма, сюрреализма, леттризма. Речь идет о всем разнообразии культуры и искусства. Добавление слова «культура», в данном случае обязательно, поскольку Погарский предлагает выделить Книгу художника в отдельное явление культуры наряду с литературой, музыкой, архитектурой и визуальным искусством. По сути, в данном случае можно говорить не об идеологии, а скорее о векторе развития культуры. Погарский предсказывает тотальное торжество синтеза по всем направлениям культурной деятельности, и уж тут дело каждого художника принимать эту гипотезу на веру и, следуя ей, оказаться на переднем фронте искусства или нет. Разумеется, разговоры о смерти постмодернизма идут уже более 10 лет, и за это время многие философы предлагали различные теории, пытающиеся так или иначе проследить новые тенденции в искусстве и культуре: пост-постмодернизм, гипермодерн, цифромодернизм, псевдомодернизм, автомодернизм, альтермодернизм, метамодернизм, ремодернизм, реконструктивизм, обновизм, неоромантизм, новая искренность и т.д. и т.п. Но как верно заметили Тимофей Вермюлен и Робин ван дер Аккер, что «такое разнообразие стратегий выражает множественность структур ощущений. Однако то общее, в чем они все сходятся – это типичное метамодернистское раскачивание, безуспешные переговоры между двумя противоположными полюсами. Но все эти практики предназначены для исполнения миссии или задачи, которую они знают, что не должны, не могут и никогда не смогут завершить: объединение двух противоположных полюсов».
Погарский взамен раскачивания предлагает синтез, а вместо «безуспешных переговоров» – продуктивный диалог. Совсем не обязательно объединять противоположные полюса, достаточно выстроить между ними платоновскую метаксию, напряжение, синергию взаимодействия.
Михаил Погарский.
Книга художника [+]. – М., 2015. – 416 с. |
Автор рассматривает соотношения трех базовых культурных парадигм: классицизма, авангардизма и постмодернизма. «Казалось бы, чего уж проще: взять все плюсы от трех основных мировых «арт-конфессий» и отказаться от их минусов?! Необъяснимо, почему это простое до гениальности решение до сих пор не поднято на щит современного искусства?!» – вопрошает он в своей книге. Если принять классицизм за тезис, авангардизм за антитезис, то пришедший им на смену постмодернизм должен был бы осуществить синтез. Но этого не произошло, да и сам постмодернизм на это никоим образом не претендовал. Он был всего лишь промежуточной стадией, определенным «рассеиванием» сконцентрированного по своим арт-цехам искусства. Не смог взять на себя синтетические функции и Интернет, который по своей идеологической природе максимально близок к принципам постмодернизма. И, следовательно, эпоха синтеза, которую предрекает Погарский, все еще ждет своего часа. Подчеркнем, что речь идет не об отрицании и тем более не о наследовании модернизма или постмодернизма, но об их преодолении и выстраивании новой вневременной концепции искусства.
Автор предлагает в качестве основного инструмента тотального синтеза Книгу художника, и это еще одна немаловажная особенность новой идеологии. Идеи синтеза искусств были очень популярны в конце XIX – начале ХХ века, но там все время речь шла о некоем масштабном синтетическом произведении, требующем титанических усилий и подключения к его исполнению огромного количества людей. Например, для идеального исполнения «Мистерии» Скрябина необходимо было задействовать все население Земли. Книгу художника искусствоведы традиционно относят к малому синтезу искусств. И вот эта «малость» неожиданно становится очень важным достоинством. Поскольку вслед за ней идут доступность, простота, демократичность, интернациональность и «интержанровость». Книга художника не требует каких-то гигантских затрат, и использовать ее в качестве синтетического инструмента может практически каждый. Идеология тотального синтеза, предлагаемая Погарским, уходит от идеи соборности к массовой рассредоточенности. «Это новый способ организации целостности, допускающий на древовидной структуре ризомические образования и, наоборот, позволяющий вырастать из ризомы стройному дереву смыслов, низводя последнюю лишь к начальной точке».
Сама «Книга художника [+]» может служить примером синтетического исследования. Погарский не столько анализирует Книгу художника (хотя и анализ, безусловно, присутствует, сколько прослеживает ее связи в пространстве и времени искусства и выстраивает между ними художественные диалоги. Он и читателя постоянно зовет к диалогу, размышлению, дискуссии. Это отнюдь не сухой академический учебник, но свободная, нарушающая многочисленные правила творческая работа, предполагающая активное соучастие читателей.