0
2912
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

Дерево смыслов

Иван Замятин

Об авторе: Иван Александрович Замятин – искусствовед.

Тэги: искусство, книга художника, футуризм, музыка, скрябин, сюрреализм


искусство, книга художника, футуризм, музыка, скрябин, сюрреализм Плывем к синтезу... Иллюстрация из книги

Книга писателя и художника Михаила Погарского уникальна по многим параметрам. Во-первых, она претендует на арт-идеологию, чего после концептуализма на более или менее серьезном уровне, кажется, не наблюдалось. Но, и здесь еще одна особенность этой книги, речь идет не об идеологии какого-то нового направления или движения искусства наподобие футуризма, дадаизма, сюрреализма, леттризма. Речь идет о всем разнообразии культуры и искусства. Добавление слова «культура», в данном случае обязательно, поскольку Погарский предлагает выделить Книгу художника в отдельное явление культуры наряду с литературой, музыкой, архитектурой и визуальным искусством. По сути, в данном случае можно говорить не об идеологии, а скорее о векторе развития культуры. Погарский предсказывает тотальное торжество синтеза по всем направлениям культурной деятельности, и уж тут дело каждого художника принимать эту гипотезу на веру и, следуя ей, оказаться на переднем фронте искусства или нет. Разумеется, разговоры о смерти постмодернизма идут уже более 10 лет, и за это время многие философы предлагали различные теории, пытающиеся так или иначе проследить новые тенденции в искусстве и культуре: пост-постмодернизм, гипермодерн, цифромодернизм, псевдомодернизм, автомодернизм, альтермодернизм, метамодернизм, ремодернизм, реконструктивизм, обновизм, неоромантизм, новая искренность и т.д. и т.п. Но как верно заметили Тимофей Вермюлен и Робин ван дер Аккер, что «такое разнообразие стратегий выражает множественность структур ощущений. Однако то общее, в чем они все сходятся – это типичное метамодернистское раскачивание, безуспешные переговоры между двумя противоположными полюсами. Но все эти практики предназначены для исполнения миссии или задачи, которую они знают, что не должны, не могут и никогда не смогут завершить: объединение двух противоположных полюсов».

Погарский взамен раскачивания предлагает синтез, а вместо «безуспешных переговоров» – продуктивный диалог. Совсем не обязательно объединять противоположные полюса, достаточно выстроить между ними платоновскую метаксию, напряжение, синергию взаимодействия.

книга
Михаил Погарский.
Книга художника [+].
– М., 2015. – 416 с.

Автор рассматривает соотношения трех базовых культурных парадигм: классицизма, авангардизма и постмодернизма. «Казалось бы, чего уж проще: взять все плюсы от трех основных мировых «арт-конфессий» и отказаться от их минусов?! Необъяснимо, почему это простое до гениальности решение до сих пор не поднято на щит современного искусства?!» – вопрошает он в своей книге. Если принять классицизм за тезис, авангардизм за антитезис, то пришедший им на смену постмодернизм должен был бы осуществить синтез. Но этого не произошло, да и сам постмодернизм на это никоим образом не претендовал. Он был всего лишь промежуточной стадией, определенным «рассеиванием» сконцентрированного по своим арт-цехам искусства. Не смог взять на себя синтетические функции и Интернет, который по своей идеологической природе максимально близок к принципам постмодернизма. И, следовательно, эпоха синтеза, которую предрекает Погарский, все еще ждет своего часа. Подчеркнем, что речь идет не об отрицании и тем более не о наследовании модернизма или постмодернизма, но об их преодолении и выстраивании новой вневременной концепции искусства.

Автор предлагает в качестве основного инструмента тотального синтеза Книгу художника, и это еще одна немаловажная особенность новой идеологии. Идеи синтеза искусств были очень популярны в конце XIX – начале ХХ века, но там все время речь шла о некоем масштабном синтетическом произведении, требующем титанических усилий и подключения к его исполнению огромного количества людей. Например, для идеального исполнения «Мистерии» Скрябина необходимо было задействовать все население Земли. Книгу художника искусствоведы традиционно относят к малому синтезу искусств. И вот эта «малость» неожиданно становится очень важным достоинством. Поскольку вслед за ней идут доступность, простота, демократичность, интернациональность и «интержанровость». Книга художника не требует каких-то гигантских затрат, и использовать ее в качестве синтетического инструмента может практически каждый. Идеология тотального синтеза, предлагаемая Погарским, уходит от идеи соборности к массовой рассредоточенности. «Это новый способ организации целостности, допускающий на древовидной структуре ризомические образования и, наоборот, позволяющий вырастать из ризомы стройному дереву смыслов, низводя последнюю лишь к начальной точке».

Сама «Книга художника [+]» может служить примером синтетического исследования. Погарский не столько анализирует Книгу художника (хотя и анализ, безусловно, присутствует, сколько прослеживает ее связи в пространстве и времени искусства и выстраивает между ними художественные диалоги. Он и читателя постоянно зовет к диалогу, размышлению, дискуссии. Это отнюдь не сухой академический учебник, но свободная, нарушающая многочисленные правила творческая работа, предполагающая активное соучастие читателей. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1637
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3573
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2631
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2141

Другие новости