Очень часто самодеятельные издания
выглядят как профессиональные. Иллюстрация из книги |
Вначале следует сказать несколько слов о предмете этой книги. Справочник посвящен так называемым фэнзинам – самодельным журналам о фантастике и фэндоме (сообществе любителей фантастики). Терминологически верное определение фэнзинов как фантастического печатного самиздата, увы, привносит в тему политические коннотации. Но если существование общеизвестного советского самиздата было обусловлено стремлением преодолеть цензурные ограничения, то главной функцией «фантастического самиздата» была все же функция коммуникационная. В отсутствие конвентов (фестивалей, конференций, встреч) и специализированных печатных изданий фэнзины играли важнейшую роль в формировании фэндома, поддерживая связи между любителями фантастики по всей стране и создавая единое информационное пространство.
Примечательно, что этот феномен субкультуры не является локальным, вызванным к жизни советской действительностью: фэнзины – неотъемлемая часть фантастического сообщества и в Европе, и за океаном. Поговаривают, что там они существуют и поныне.
Книга библиографа и исследователя фантастики Евгения Харитонова описывает фэнзины советские и постсоветские, российские и русскоязычные. Охват велик: четыре десятилетия истории «фантастического самизадата» и более трех сотен изданий, от фэнзина «Гусли кота Василия», вышедшего в Свердловске без малого полвека назад, до последних ласточек – липецких «Семечек» и волгоградского «Шалтая-Балтая».
Евгений Харитонов.
Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг. СССР. СНГ. Россия: Библиографический справочник. – М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2015. – 56 с. |
Игривость названий, а подчас и содержания, вообще характерная черта отечественных фэнзинов, среди которых и «Страж-птица», и «Активная органика», и «Киборг в законе», и даже «Заря сомоводства».
Автор справочника не ограничивается простым перечислением наименований. Каждому изданию сопутствует краткая характеристика, а иллюстративный ряд позволяет увидеть, как выглядели некоторые из них.
Эти приведенные в справочнике иллюстрации намечают – пока лишь пунктиром – еще одну интересную тему: технологии и самиздат. С развитием и, что особенно важно, распространением техники меняются и способы изготовления самиздата. Его создатели освоили всевозможные варианты. Так, в справочнике фигурируют машинописные фэнзины, журналы, напечатанные на компьютерном принтере, на ризографе, размноженные на ксероксе/копире, есть изготовленные «на коленке» и в типографии. Давний обзор фэнзинов критика и подвижника фантастики Сергея Соболева так и назывался «Ксероксы работают вовсю».
Новый виток технологического развития и появление Интернета привели к исчезновению фэнзинов как явления. Об этом остается только пожалеть – и не только в связи с ностальгией, схожей с рассуждениями аудиофилов о «теплом ламповом звуке» (хотя ощущения при получении на почте нового экземпляра фэнзина несравнимы с получением электронной рассылки). Дело в том, что некогда единое информационное пространство любителей фантастики распалось на множество независимых и самодостаточных островков, и фэнзины могли бы залатать немало прорех в этой коммуникационной сети.
Но, увы, коммерциализация жанра неизбежно оттеснила на второй план все немонетизируемые усилия, направленные на приращение социального капитала фантастики.
Тем ценнее эта работа Евгения Харитонова. Помимо бережного перечисления наименований и характеристик фэнзинов она содержит и попытку их классификации, и список литературы о фантастическом самиздате. Современному и будущему исследователю фантастика эта книга – большое подспорье. И доказательство тому – награждение автора Мемориальной премией имени Александра Ройфе за лучшее критическое, публицистическое и эссеистическое произведение на Конференции по вопросам фантастики «Роскон», состоявшееся на прошлой неделе (см. репортаж на стр. 3 этого номера «НГ-EL»).