Иосиф и его дети. Иллюстрация из книги
Автор книги – польский ученый, автор монографий и статей по новейшей истории Польши. В 1999–2005 годах профессор Дурачинский работал в Москве представителем Польской академии наук при Российской академии наук, сотрудничал с близкими ему научными институтами РАН и кафедрами МГУ им. М.В. Ломоносова, неоднократно публиковался в России. Благодаря профессионализму в оценке ключевых событий европейской истории, сложных отношений Польши и СССР он стал известным в России польским историком. Его новый труд – политическая биография Сталина, история внутренней и внешней политики «вождя и тирана». Автор предлагает читателям польский взгляд на продвижение Сталина – одного из руководителей РСДРП – к политической власти, ее монополизацию и абсолютизацию в СССР во имя превращения страны в сверхдержаву, как считает историк, невзирая на жертвы и цену, которую жизнью платил за это советский народ. Книга основана на знании большого круга польской, западноевропейской, американской историографии времени правления Сталина. Ее автор – один из немногих зарубежных историков, которые используют документы наших архивов, в позитивном или дискуссионном научном плане анализируют работы российских специалистов. Такой подход нечасто встречается в польской историографии, где, как правило, с порога отвергаются позиции большинства тех в России, кто создает, подчеркнем, научные книги и публикует новые документы о Сталине и его времени, которые не всегда совмещаются с современной польской концепцией отношений двух стран в ХХ веке.
Научная квалификация, знание истории и документов советского времени придают фундаментальность монографии историка, благодаря чему становятся понятными причины сложных, порой враждебных, двусторонних отношений. Они порождались несовместимостью представлений польского политического класса во главе с Пилсудским и затем польским правительством в эмиграции, с одной стороны, и советского партийного руководства во главе с Лениным и Сталиным – с другой, о геополитической роли Польши и СССР в Европе. В работе профессора Дурачинского последовательно раскрывается конфликт национально-государственных интересов двух стран, который достиг апогея в годы Второй мировой войны и послевоенного мирного урегулирования. Историк обвиняет советского лидера в организации террора в 30–40-е годы, в гибели польских военнопленных, считает Сталина одним из главных устроителей крушения стратегического замысла польского правительства превратить страну по меньшей мере в регионального лидера и послевоенных репрессий в Польше.
Эугениуш Дурачинский.
Сталин: создатель и диктатор сверхдержавы/ Пер. с польск. В. Веденеевой. – М.: Политическая энциклопедия, 2015. – 824 с. (История сталинизма). |
Однако, будучи ответственным историком, Дурачинский констатирует, что два демократа, Черчилль и Рузвельт, приняли советского диктатора в свои «демократические ряды» и по мере побед Красной армии фактически отдали ему ключевую роль в «большой тройке». Ученый последовательно воспроизводит процесс геополитической «передачи» ими целого ряда стран Восточной Европы под контроль СССР. Столь же последовательно в книге раскрывается преобладание заинтересованности лидеров США и Великобритании в сотрудничестве с СССР ради разгрома Германии над их желанием и возможностями противостоять советским геополитическим планам, включая твердую позицию Сталина по «польскому вопросу». Разгромив Германию и Японию и, считает Дурачинский, создав в Европе свою «внешнюю империю», Сталин решил задачу превращения СССР в одну из двух мировых сверхдержав. Ответом на это стала американская политика «сдерживания» СССР в послевоенное время. В заключение историк констатирует: «Сталин был великим преступником… В то же время за счет миллионов жизней он построил великую империю, военную сверхдержаву, принимающую – наряду с другими – решения о судьбе мира, чего не удалось сделать его лучшим предшественникам, сидевшим на российском троне… Апологеты и критики, а также разоблачители Сталина, не говоря уже об авторах, стремящихся к объективности, интересуются этой фигурой не случайно. Все они причисляют его к очень узкому кругу политиков, навсегда оставивших свой след в истории ХХ века».
Книга Дурачинского, критика, «стремящегося к объективности», привлечет внимание, вызовет дискуссии, полезные для понимания недавнего прошлого России и Польши.