Недавно Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина организовал для журналистов экскурсию по зданию в одном из переулков близ Волхонки. В бывшем доходном доме братьев Стуловых 1913 года постройки, принадлежащем музею более четверти века, сейчас создается Дом текста. Большой художественный музей – это ведь не только картины, скульптуры, инсталляции и всяческий видеоарт. Это еще и музейная библиотека, архив, отдел произведений в жанре «книга художника», переплетная мастерская и площадка для встреч библиофилов. Ах да, еще и магазин изданий по искусству, конечно. Все текстовые подразделения руководство музея решило сосредоточить в одном здании. Да не простом, а вполне художественном и литературном: оформлялся дом по высшему эстетическому разряду, в подражание Музею изящных искусств, видным сценографом и книжным иллюстратором Игнатием Нивинским. В советское время в нем базировались хранилище библиотеки Академии наук СССР и отделение издательства «Всемирная литература», в квартирах верхних этажей жили крупные филологи. В общем, Дом текста обосновался в здании с богатой «словесной» биографией. По окончании реставрационно-перестроечных работ здесь обещают создать настоящий интеллектуальный центр, где посетители будут не только работать с рукописями и книгами, но и обсуждать дальнейшую судьбу чтения и книжной культуры.
Дом текста – это не просто название конкретного подразделения музея. Это культурологическое, философское понятие, это бренд и архетип. Так можно назвать жилище писателя или здание, ставшее «персонажем» известного литературного произведения. Это место, в котором соединились идея дома и текстовая стихия. Типография журнала «Огонек» на Самотеке, спроектированная Эль Лисицким (он ведь не только книжный дизайнер, но и архитектор) – чем не «дом текста»? Эту формулу можно применить и к зданию Моссельпрома в Калашном переулке, чьи стены в середине 20-х были расписаны стихотворными рекламами Маяковского. И к усадьбе Мусина-Пушкина на Разгуляе, где хранился (но, увы, сгорел при пожаре 1812 года) подлинный список «Слова о полку Игореве» – это, так сказать, «дом утраченного текста».
В 1920–1930-х годах здания в СССР иногда проектировались с учетом профессии будущих обитателей: в форме звезды, трактора, самолета, шестеренки. Но почему-то никому из архитекторов не пришло в голову построить комплекс домов для Союза писателей в виде букв алфавита.