Александр Шумилин.
Политика США на Ближнем Востоке в контексте «Арабской весны». – М.: Международные отношения, 2015. – 336 с. |
Легких тем в международных отношениях не бывает. Но если искать самую трудную, то тема политики США на Ближнем Востоке – лучший кандидат. Америка – Израиль – израильское лобби – ислам – терроризм – «мягкое подбрюшье» России. По каждому из этих «ключевых слов» кипят страсти, каждое из них обросло не просто разными интерпретациями, но многочисленными мифами.
Не побоялся взяться за эту тему политический исследователь Александр Шумилин, многие годы работающий в Институте США и Канады РАН. Хотя в заголовке книги «Политика США на Ближнем Востоке в контексте «арабской весны» упомянута арабская весна, на самом деле издание представляет собой и летопись, и добротный анализ механизмов принятия решений по ближневосточной политике с куда более ранних времен. Такая постановка проблемы представляется оправданной, потому что без нее не понять логику и алгоритм действий США в последние годы.
Анализ автора подчеркнуто нейтральный, намеренно «гасящий эмоции» – хотя уже по ссылкам на различные американские источники о деятельности произраильского и проарабского лобби видно, какая острая идеологическая борьба и какие эмоции сопровождают дискуссию на эти темы даже в самих Соединенных Штатах. В российском же информационном пространстве мифологизированность этих тем и вовсе запредельная.
Вот несколько мифов из этой же серии, характерных для заговорческой перцепции, которые приводит сам автор:
– в арабских странах Вашингтон отрабатывает на практике «теорию хаоса», с помощью которой рассчитывает установить свое господство в мире;
– ближневосточная, а также в целом внешняя политика США не самостоятельна, а навязана еврейской общиной (израильским лобби);
– все военные операции США в регионе продиктованы стремлением Вашингтона распространить демократию сначала в этой достаточно отсталой части мира, чтобы затем приступить к демонтажу автократических режимов и в других частях света;
– террористические группировки типа «Аль-Каиды» порождены усилиями ЦРУ в качестве инструментов провоцирования кризисов (являются «партнерами американских спецслужб»), для урегулирования которых Вашингтон на следующем этапе прибегает к полномасштабным военным операциям с целью установления господства и т.д.
Такие мифы гуляют по всему миру, но наиболее прочно укореняются там, где сознание людей сформировано при авторитарном или тоталитарном режимах, – там трудно представить живой и конкурентный политический процесс, в котором сталкиваются множественные интересы. Куда проще объявить все злонамеренным сговором – благо и собственную власть такие люди считают, с одной стороны, богоданной, с другой – страшной и, главное, совершенно чуждой простому человеку. А раз так, то и во внешнем мире, по их представлению, царит столь же страшная власть, только еще и иной веры и культуры. Кого мы описали? Думается, и многих арабов, и многих наших соотечественников.
Автор последовательно, опираясь на многочисленные источники, описывает конфигурацию политических и общественных сил в США, имеющих отношение к процессу принятия решений. Он показывает, как возникали и чьи интересы представляли различные организации и группы интересов, которые принято называть произраильским и проарабским лобби, как их позиция сочетается со сложной констелляцией этнических, конфессиональных течений и общин в США, как организуются «зонтичные», общеамериканские ассоциации этих лобби, как их деятельность регулируется американским законодательством. По сути, это кропотливое и очень интересное «кейс-стади» американской политики.
Значит ли это, что с выходом книги мифы развеются, как дым? Увы, думаю, что на это не надеется и сам автор, для которого противостояние лжи и некомпетентости в науке – давняя и принципиальная позиция, как профессиональная, так и гражданская. Как ни примитивны и тупы эти мифы, их живучесть обеспечена как минимум двумя факторами. Очень многим они удобны, чтобы объяснить свои слабости, фобии, неудачи действиями внешних сил – не себя же, любимого, обвинять! А другие на таких мифах делают деньги и карьеры: ведь чем более страшным и изощренным представишь врага, тем дороже можно запросить за услуги по противодействию ему. Вторая категория книгу Шумилина прочтет, но сделает вид, что не читала. А первой категории вообще противопоказаны книги – для них есть телевизор и ненавистнические сайты в Интернете.
Зачем тогда нужна эта книга? Затем, зачем нужно любое знание и компетентность: чтобы каждый ищущий истину мог найти факты и аргументы, дающие пищу уму.
Какой же, в представлении автора, предстает американская ближневосточная политика? Уж никак не белой и не пушистой – а может ли быть такой внешняя политика великой державы с глобальными амбициями? Один из реальных творцов американской внешнеполитической доктрины Джон Куинси Адамс (кстати, первый американский посол в Петербурге, впоследствии – шестой президент США) писал: «Америка не идет за свои пределы в поисках чудовищ, подлежащих уничтожению… она желает свободы и независимости для всех… Она борется и мстит только за себя саму». Так ли это сегодня? Мягко говоря, не всегда. Проповедь свободы и независимости для Америки – одновременно и мессианская позиция, и конкурентное преимущество, и инструмент обеспечения своих интересов: демократии не воюют с демократиями, значит, не воюют с Америкой. Отсюда – описанные автором попытки США «педалировать» демократизацию арабских и мусульманских стран. Но эти попытки наталкивались как на архаичную политическую культуру, так и на страхи авторитарных правителей, а потому в большинстве (но не во всех) случаях оказывались неудачными. Отсюда же – порождение «чудовищ»: мощное вторжение Запада (не одной Америки, но в последние десятилетия она явно превосходит старые колониальные державы по масштабу этого вторжения) на мусульманский Восток порождает крайние – фрустрированные и насильственные – формы отпора. И таких чудовищ – без всяких кавычек, как талибы, Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи, Усама бен Ладен, «Исламское государство», которому ни жарко, ни холодно от того, что оно запрещено в России, – приходится искать и уничтожать, даже вопреки заветам отца-основателя. Отсюда и еще одно следствие: та самая арабская весна. Ее организовывала не Америка: нет на свете столь идеалистичных дипломатов и спецслужбистов, которые стали бы свергать надежных и проверенных союзников во имя абстрактных идеалов (как не организовывали американцы и первую цветную революцию, в которой президента Филиппин Маркоса свергло общественное движение, выросшее из коалиции против американских военных баз). Но вот помянутые классиком идеалы свободы и независимости к генезису арабской весны (и цветных революций тоже) имели прямое отношение, чем ставили американскую ближневосточную политику в сложное положение.
Шумилин более сдержан в оценках, чем многие его коллеги, как американские, так и отечественные, считающие эту политику провальной. Мы склонны поддержать подобную сдержанность: ситуация на «Большом Ближнем Востоке» все острее, ключевые проблемы, включая и терроризм, и неурегулированный арабо-израильский конфликт, остаются нерешенными. Винить американцев? Если да, то в общей компании с другими сторонами. Распутывать хитросплетение конфликтных узлов можно, только зная мотивы и механизмы действий всех сторон. Про одну из них – США – Шумилин написал профессионально и объективно. Скажем ему спасибо!