0
2870
Газета Non-fiction Интернет-версия

14.01.2016 00:01:00

Подозрительная несерьезность

Тэги: фридрих дюренматт, проза, драматургия, трагикомедия, детектив, швейцария, кинематограф, абсурд, брехт, кафка, хх век


фридрих дюренматт, проза, драматургия, трагикомедия, детектив, швейцария, кинематограф, абсурд, брехт, кафка, хх век

Мастер философского абсурда Фридрих Дюрренматт. Фото Эльке Ветциг

Трагикомедия, наверное, самый сложный жанр. Попробуй в каждом моменте, чуть ли не в каждом слове, сочетать две враждебные друг другу интонации, да так, чтоб они не враждовали и все, весь сюжет не разваливался на куски. Недаром Шекспир лишь к концу жизни, написав достаточно и комедий и трагедий, пришел к этому жанру в «Буре», «Цимбелине», «Зимней сказке».

Одна из лучших трагикомедий века  – «Визит старой дамы» (1956) Фридриха Дюрренматта. Вы помните (ее часто экранизировали): городок Гюллен, старуха Цаханассьян, Альфред Илл, за убийство которого она предлагает городу миллиард, жители, приятные хорошие люди, отказываются с негодованием, потом делают долги, потом, разорившись, собираются вместе и говорят о справедливости, о том, что Илл виноват перед Цаханассьян и перед городом, и убивают Илла.

О чем эта пьеса? Вот таких вопросов Дюрренматт не любил. Можно даже сказать, что в своих пьесах (а из самых знаменитых еще «Двойник», «Авария», «Физики», «Метеор») он боролся с подобными вопросами. В пьесах, говорил он, не должно быть никаких идей, никаких проблем.

«От природы ведь тоже не требуется, чтобы она содержала в себе и даже решала проблемы».

Не любил Дюрренматт и жанр трагедии: анахронизм, оставшийся от того времени, когда были герои и антигерои, сражались друг с другом, и герой побеждал, потому что был носителем добра, справедливости и т. п., ну так тогда строилась картина мира. А XX век, какие носители добра и зла, все обезличено государством, средой, машиной, нет хороших и плохих, есть люди, просто люди, если хотите, хорошие, нормальные, думающие, что поступают правильно, но творящие зло. И готовые отстаивать его как добро. Впрочем, я уже занимаюсь тем, чего Дюрренматт не любил.

И его не любили. Вернее, зритель, читатель любил, а критики ругали за отсутствие «конструктивных идей», за «подозрительную несерьезность», за балаган, за «пристрастие к непристойностям, снижающим значительность самых напряженных конфликтов» и «склонность грубоватым юмором разряжать остродраматические ситуации». В общем, черт-те что это, а не настоящая драматургия для критиков, и даже не драма абсурда. Хотя и к ней пытались его причислить – безрезультатно, сам Дюрренматт говорил: «Абсурд ничего в себе не содержит», в смысле, идите подальше, я не абсурдист.

То же самое с кафкианством, экзистенциализмом и «эпическим театром» Брехта: вроде и рядом, но «идите подальше». В итоге, не найдя ему места в литературе, успокоились и объявили его «несамобытным» и «эпигоном» – все то, куда он не помещался. «Дюрренматт не создал нового направления в литературе», и точка.

А ведь были еще и его детективные романы – антидетективы, которые тоже «не укладывались в рамки традиционного жанра». Фабульные, с кучей событий, но преступник известен с самого начала, и преступление совершено у всех на глазах. Мотив? О, если его искать… нет, лучше все-таки этого не делать. Кому она нужна, убийственная правда о человеке.

Дюрренматт же был не только самобытен, но и глубоко национален. Пятьсот лет нейтралитета вошли в национальный характер швейцарцев, сделали их людьми нейтралитета, и когда по всему миру прокатились две мировые войны, а через Швейцарию – потоки беженцев, швейцарцы держались за свой нейтралитет, боясь лишним словом, не тем поступком его нарушить. Да, нейтралитет – это не ни вашим, ни нашим, а и вашим, и нашим – всем. И нужно выкручиваться, чтобы все были довольны, и убеждать себя в том, что поступаешь правильно – ради страны, ради семьи. Нейтралитет же – очень хрупкая вещь, и завтра…

Ни «да», ни «нет», отсутствие определенности, четкости, парабола как сюжетная форма, в которой вроде бы иносказание, вроде и второй план, но что подразумевается – неясно, смысл размыт; лабиринт, темный пустой туннель – любимые образы; и главное, постоянное ощущение катастрофы, что вот-вот, вот-вот, нервное напряжение, от которого хочется смеяться, как от щекотки, чтобы изгнать его, загадочные (само) преступления, неотвратимость судьбы – это то, что характеризует творчество Дюрренматта в целом, «самого мрачного комедиографа из всех существующих», как он сам назвал себя в предсмертном интервью.

В одной из последних своих вещей, повести «Зимняя война в Тибете» (1981), нетипичной для него, мрачной и бесфабульной, наименее игровой, Дюрренматт словно разрешает себе выдохнуть все то, что стоит комом в легких и у его страны, и у XX века: мир после ядерной катастрофы, нет многих народов и большинства государств, а есть все продолжающаяся война – непонятно, кого и с кем. И за что.

Харьков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1791
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1124
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
822
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1108

Другие новости