Проза Анатолия Кима полна метафизики, а картины подчеркнуто реалистичны. Анатолий Ким. Рабочий барак. Сормово
Эта повесть стоит особняком в творчестве Анатолия Кима. Конечно, у него есть и сугубо реалистические рассказы. Однако самые известные его романы пронизаны метафорами и метафизикой, мифология в них занимает более важное место, чем реальность. Нетрудно понять, кто герои его романа «Поселок кентавров». Его последняя книга «Радости Рая» написана в стилистике сна. Вероятно, у второстепенных персонажей романа «Белка» были прототипы – коллеги Кима по художественному училищу, в котором учился он перед тем, как начал писать прозу. Но главный герой – белка-оборотень, мужчина, умеющий превращаться в небольшого зверька…
И вот на этом фоне появляется полностью биографическая повесть. В ней два главных героя – сам автор и прекрасный актер Иннокентий Смоктуновский. Содержание книги – это воспоминание об их встречах, общении.
Анатолий Ким. Гений:
Повесть о Смоктуновском. – Владивосток: Валентин, 2015. – 104 с. |
Все началось со случайной встречи на лестничной клетке в простом доме. Теща Смоктуновского была соседкой Кима. И когда ее не было дома, прозаик приютил актера. А потом актер угощал прозаика золотистой мойвой горячего копчения. Так началась их дружба.
Именно Смоктуновский помог напечатать первые рассказы Кима. Не читая. Поверив в его талант, почувствовав его… А потом, спустя годы крестный отец Кима в литературе стал его настоящим крестным отцом – когда писатель уже в возрасте решил принять православное крещение.
В этой книге все основано на реальности, но при этом она полна метафор, как и все произведения Кима. Она о том, что человек, наделенный талантом, способен увидеть талант и в другом… Смоктуновский в шутку говорил о себе: «Гений». «Я знаю: то, что я могу рассказать о нем, никто другой сделать не сможет, – пишет Ким. – Потому что Посредник, соединивший нас священными узами крестного отца и крестного сына, был очень велик. Он Сам был небесный Гений…»
Поскольку книга эта полностью биографична, она формально подходит под определение нон-фикшн. Однако это не просто нон-фикшн. Это гипер-нон-фикшн.