Где должен быть Маяковский? 1958 год. Фото Дмитрия Бальтерманца. Иллюстрация из книги
Проект по созданию фотолетописи столетия Мультимедиа Арт Музей (МАММ, а первоначально Московский дом фотографии) ведет с 1997 года, но первая книга была издана только 10 лет спустя. Сейчас их уже три: первый том – с начала прошлого века до революции 1917-го, в 2007 году; спустя четыре года появился второй, охватывающий период с 1918-го по 1940-й годы, и вот теперь третий. На музейном сайте книги можно «полистать», но в МАММ обещают скоро запустить еще отдельный сайт.
Пятьсот фотографий за 23 года – и много и мало. Как ни крути, все равно это выжимка. Начиная со снимка, сделанного неизвестным автором в день объявления о начале войны с застывшими в тревожном оцепенении профилями людей, и завершая другой черно-белой карточкой «Уже один» Леонида Бергольцева. Хрущев, в шляпе, бродит на фоне прежних партийных товарищей, из которых в сентябре 1964-го никто в его сторону не смотрит. 32-летний Бергольцев сделал снимок, закрывающий оттепельную эпоху, в которой, впрочем, уже успело похолодать. А перед ним в альбоме другой кадр с тем же персонажем, но сделанный Дмитрием Бальтерманцем: «Никита Хрущев в последний раз на трибуне Мавзолея» 1 мая, еще улыбающийся и размахивающий шляпой.
Бальтерманц зафиксировал и уход, уже окончательный, прежнего вождя. Снимок с похорон Сталина, утопающего в красном гробу и в цветах, как в крови, – из числа хрестоматийных и часто показываемых. Собственно, книгу, как и «приуроченные» к ней выставки, музей составляет по собственным фондам, по фотоагентствам и семейным архивам, и здесь собраны снимки Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Якова Рюмкина, Всеволода Тарасевича, Владислава Микоши, Льва Бородулина, Виктора Ахломова, Эммануила Евзерихина, Владимира Лагранжа, Валерия Генде-Роте, словом, главных хроникеров эпохи и постоянных экспонентов посвященных ей показов. И конечно, к убранным в конец тома комментариям к этой самой эпохе хотелось бы добавить и какие-то слова об этих фотографах.
Россия: XX век в фотографиях.
1941–1964. – М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Мультимедиа Арт Музей/ Музей «Московский Дом фотографии», 2014. – 416 с. |
Что до фотолетописи, тут все делится на войну, послевоенный период, и хрущевское правление разделяют вехой XX съезда, последняя часть стартует 1956 годом. Знаковые события на фотографиях чередуются с повседневной жизнью: тут, например, и портрет Пастернака в конце 1950-х, которого уже вынудили отказаться от Нобелевской премии, и панорама толпы. Съезды, приемы, кукурузный вождь со здоровенным початком - и вместе с тем, к примеру, выбор места для памятника Маяковскому в 1958-м (в объективе Бальтерманца три силуэта поэта). Хроника – претендующий на бесстрастность способ подачи информации, фотография – возможность рассказать то, о чем можно говорить без слов. Вопрос в том, что сюда входит, а что остается за кадром. К примеру, за 1956-й год есть вызвавшая небывалый ажиотаж выставка Пикассо в Москве, а советских войск в Венгрии почему-то нет… Остается надеяться, что когда запустят сайт этого проекта, куда, обещают, можно будет добавлять фотографии, картина все-таки расширится. Смотреть на эти снимки важно, но к ним есть что добавить.