Ирина Алексеева и Нина Краснова перед памятником Сергею Клычкову. Фото автора
«Пред ликом вечного сиянья» – так называется книга поэта Серебряного века Сергея Клычкова, выпущенная в Талдоме. Ее презентация прошла в культурном центре этого городка Московской области, в кинотеатре «Родина», на вечере памяти поэта.
Ведущая вечера поэтесса Ирина Алексеева, редактор книги, рассказала: «Я взяла стихи Клычкова из разных его книг, сделала такое избранное, чтобы каждый читатель получил бы представление об этом поэте и чтобы его стихи легли каждому на сердце. Я включила в нее также и высказывания о поэзии Клычкова – и свои, и некоторых присутствующих здесь участников вечера. Здесь есть и высказывания Есенина, и разных критиков, литературоведов, писателей, поэтов, в том числе Евгения Евтушенко, который написал, что Клычков – «Божий человек». Кстати, Евтушенко хотел приехать сюда, но не смог и передает всем нам привет». Ирина прочитала свое стихотворение «Письмо Сергею Клычкову от друга-стихотворца»: «Мы сейчас с тобою заблудимся,/ Мы возьмем с тобой да заблудимся…»
Затем слово взял поэт, главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев: «Судьба Сергея Клычкова, расстрелянного в 1937 году, трагична, как трагична и судьба Есенина, и его друзей Ганина, Орешина, и того же Клюева, и многих поэтов того времени, и Бориса Корнилова, и Павла Васильева, и Гумилева, и вообще судьба поэта в России. А у Клычкова она трагична еще и потому, что у него нет своего критика, который открыл бы этого поэта читателям, выстроил бы линию его бытия, нет своего Вадима Кожинова, как, например, у Рубцова…» Валерий прочитал свое стихотворение «На столике томик Рубцова...»
Писатель, заместитель главного редактора «Юности» Игорь Михайлов поделился своими впечатлениями о поэзии и о прозе Клычкова и прочитал свой рассказ «Мой город».
Нина Краснова, поэтесса, родом из Рязани, землячка Есенина, вспомнила, как она в девять лет познакомилась с поэзией Сергея Александровича. Ее старший брат привез из армии, из Азербайджана томик Есенина, запрещенного тогда поэта. А потом она постепенно знакомилась и с его окружением, и со всеми его друзьями, и с Клычковым. Однако «особенный интерес к творчеству Клычкова» появился у нее «благодаря Ирине Алексеевой», которая год назад пригласила ее в Дубровки на праздник поэзии Клычкова, и ее потрясла «судьба Клычкова, не менее трагическая, чем судьба Есенина». Нина прочитала свои стихи «Мне сестра читать Есенина/ Запрещала, не со зла,/ Говорила, до Есенина/ Я еще не доросла…» И, по примеру Есенина, который пел частушки в салонах, Краснова спела несколько озорных частушек своего сочинения – с настоящим рязанским колоритом. «Я гуляла с Женею,/ Попала в положению…»
Внучка Сергея Клычкова, член комиссии по его творческому наследию, Татьяна Тихонова-Клычкова сделала краткий анализ сокровенного творчества поэта и закончила свое выступление словами Рериха о том, что «сокровенное можно не открыть», но если откроешь однажды, оно уже никуда «не сгинет».
Профессор МГУ, доктор наук, староста Кешинско-Калязинского землячества Ярослав Леонтьев отметил, что «в России все стихи в основном грустные». И он потом сообщил, что в Твери, на доме, где жил Клычков и где бывали его друзья, Ширяевец, Орешин, Есенин и т.д., повешена мемориальная доска, а его прах покоится в братской могиле Донского монастыря. В финале своего выступления он прочитал стихотворение Есенина «Мы теперь уходим понемногу/ В ту страну, где тишь и благодать…»
Старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, ученый секретарь Есенинской группы, председатель Международного Есенинского общества «Радуница» Максим Скороходов сказал, что новая книга позволяет нам «погрузиться в творчество Клычкова, которое можно постигать сколько угодно, но до конца так и не постигнешь, как и творчество каждого большого поэта». Он заметил, что в литературе «существует пушкинская плеяда поэтов, но существует и есенинская плеяда, есенинская группа, в которую входят и Клычков, и Ширяевец, и Орешин, и Шершеневич и в которой у каждого свой голос и каждый голос ценен», как у певчих птиц.
Александр Макаренков, художник, оформитель книги Сергея Клычкова, поэт и бард, признался, что «далеко не каждую книгу далеко не каждого поэта художнику хочется иллюстрировать, но у Клычкова такие зримые стихи, что когда их читаешь, у тебя перед глазами возникает изобразительный ряд, который так и хочется перенести на бумагу». Он сказал: «Поэтому я иллюстрировал Клычкова с наслаждением». Макаренков спел под гитару несколько своих песен и пожелал, чтобы у нас больше никогда не было 37-го года.
А фольклорный ансамбль «Заигрыш» исполнил литературно-музыкальную композицию «Последний Лель». В нее вошли стихи Клычкова, песни на его стихи, а также диалоги между Есениным и Клычковым. Завершился вечер фильмом о Клычкове «Одной душе даны, как птице, крылья».