0
3278
Газета Non-fiction Интернет-версия

19.11.2015 00:01:00

В благодарном жанре

Константин Сюбаев

Об авторе: Константин Наильевич Сюбаев – поэт. 

Тэги: рембрандт, питер брейгельстарший, андрей тарковский, искусство, вена, европа, живопись, винсент ван гог


рембрандт, питер брейгель-старший, андрей тарковский, искусство, вена, европа, живопись, винсент ван гог

«Охотники на снегу» – это очень русская картина. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

В журнале «Литературная учеба» (№ 5, 2015) опубликован «Венский дневник» Инны Ростовцевой.

Первое, что обращает на себя внимание в «Дневнике», это топография Вены. Все координаты, которые задает автор в своем повествовании, укладываются в довольно короткий список: венский аэропорт; Шпитальгассе (по-русски – Больничный переулок), где находится филологический факультет Венского университета; «Иудино дерево» и памятник императору Иосифу во дворике факультета; там же – музей Narrenturm (Башня дураков, куда в прошлом помещали душевнобольных): «гуманитарное здание смотрит прямо на него – изо всех окон»; гостиница Pension Baltik на Скодагассе; парк с церковью Обета в пешей доступности от факультета; Штрудльхофские лестницы – венский модерн – неподалеку от кампуса; Marxergasse, 33/9 – дом Росвиты, у которой гостит автор «Дневника»; Художественно-исторический музей; собор Святого Стефана.

Вот и весь список. Для древнего города, основанного еще Каролингами в IX веке, это слишком мало. Но ведь автор и не стремился дать полную картину австрийской столицы. Автор хотел согласовать свое Я с местом происшествия, поэтому на первый план здесь вышло Событие – со-Бытие, а сам город построен у Инны Ростовцевой из набора готовых венских эмблем. Читатель погружается в пространство мифа – венского мифа, который временами обнаруживает кровное родство с архаическим мифом о Тесее и Минотавре. Сквозь Вену вдруг проступают очертания критского лабиринта, и по мере чтения «Дневника» все чаще возникает подозрение: а не верит ли автор в Минотавра? Не идет ли Инна Ростовцева путем Ариадны? Это сообщает повествованию должное напряжение и формирует у читателя вполне определенное ожидание – ожидание надвигающейся катастрофы. Автор перемещается по городу как бы вслепую, на ощупь или, следуя образам мифа, по нити и только чудом ускользает от расставленных всюду ловушек. Внешний, чисто описательный маршрут, который лежит в основе любого путеводителя, претворяется у Ростовцевой в маршрут внутренний – не описываемый, но переживаемый, и здесь реальная топография уже не имеет никакого значения, здесь важно уже не что, а как. Все в этой истории сопровождается неизменным «вдруг», все происходит внезапно, как будто каждый архитектурный объект, возникающий перед автором «Дневника», появляется на своем месте впервые. Таково, например, удивление перед собором Святого Стефана.

Интересна в «Дневнике» работа памяти. Инна Ростовцева пишет о втором своем приезде в Вену, но все увиденное ею воспринимается через призму первого, все осмысляется через ницшевскую концепцию вечного возвращения: «Мы входим в прихожую. Здесь все так же, как и было шестнадцать лет назад: холодная, неотапливаемая прихожая, теплая гостиная с белой изразцовой печкой в углу, кабинет с огромными, до потолка, стеллажами книг, словарей, брошюр, здесь же – компьютер и телефон... В углу комнаты, рядом с окном, маленький диванчик: я спала на нем в первый приезд в Вену и опять буду спать. Вечный повтор!

Только котов нет – белого и черного: они уже упокоились…»

Современная Вена соотносится в «Дневнике» не только с Веной шестнадцатилетней давности, возникают и более неожиданные ассоциации: Ростовцева угадывает в атмосфере австрийской столицы приметы своей далекой юности, которая прошла в России: «Странное чувство не покидает меня – чего-то забытого, хорошо знакомого, чуточку провинциального, как будто повеяло родным Воронежем, а не блеском европейской столицы…» Вообще же отсылки к русскому опыту в «Венском дневнике» постоянны. Даже с «Иудиным деревом» во дворике Венского университета автор связывает стихи русского поэта: «В благоухание ушедший,/ Ты ищешь истины подтекст…/ Быть может, прав был сумасшедший,/ Бежа цветов, как злых существ» (Олег Чухно).

Кульминацией и смысловым центром повествования становится встреча с «Охотниками на снегу» – знаменитой картиной Питера Брейгеля Старшего в венском Музее истории искусств. Инна Ростовцева пытается выразить свое ощущение от шедевра «на бедном земном языке», и ее описание удивительным образом приближается к экфрасису Андрея Тарковского из фильма «Солярис» (Тарковский средствами киноискусства выбирает из этого огромного полотна те же детали, что и Ростовцева; более того, наполняет картину звуком: брейгелевские птицы у Тарковского действительно оживают):

«У Мастера – завороженность избытком жизни, и она сразу же передается тебе, стоящему по другую сторону картины – за рамой. И требует от тебя усилия – вместить в твое разорванное сознание связи и сцепления, действующие в брейгелевском художественном мире пространства и времени, людей и природы, белого цвета снега и темных деревьев с черными птицами; проследить за движением этих птиц: одна ворона сорвалась с дерева, вторая – уже летит, другие – хотят взлететь…»

Ван Гог в одном из писем к брату Тео пишет: «Я нахожу во многих современных картинах своеобразное очарование, которым не обладают работы старых мастеров... По поводу же разницы между старыми мастерами и современными я скажу лишь, что последние, возможно, являются более глубокими мыслителями... Рембрандт и Рейсдаль и для нас не менее возвышенны, чем для своих современников, но в теперешних художниках есть нечто, касающееся нас более лично, более близко» (перевод Полины Мелковой).

Удивительно, что такой серьезный художник, как Винсент Ван Гог, мог так заблуждаться. Это, собственно, даже не заблуждение – сказать, что современность касается нас более лично, более близко, – это душевная близорукость, ведь существенно не примитивное противопоставление старого и нового искусства, существенна лишь та «глубокая погруженность мастера в себя», о которой так точно говорит Ростовцева. Старые мастера мыслили куда как глубже современных. Они стояли на той непостижимой высоте, где мысль не рекомендует себя в качестве мысли, где философия ненавязчиво привнесена в стихию общечеловеческого:

«Глубокая философская мысль автора картины о вечном уходе и возвращении человека не «считывается» с эпического полотна, она растворена в каждой подробности художественной формы... Это очень русская картина – «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего».

Инна Ростовцева начинает свое повествование с поиска жанра, наиболее подходящего для выражения благодарности – тем немногим австрийцам, с которыми ее сводила судьба: «Если бы существовал такой особый жанр благодарности, то автор не преминул бы им воспользоваться. Но поскольку такая литературная форма ему неизвестна, хотя, возможно, и существует, то приходится прибегать к уже существующей – дневнику». Но дневник здесь – только уловка, только маска, за которой прячется подлинное желание автора – утвердиться в собственном бытии, в этом «здесь» и «сейчас»: на каждую вещь автор смотрит с утроенным вниманием – надеясь закрепиться в отчужденном мире вещей, стараясь найти с вещами общий язык.

Так, лейтмотивом сквозь «Венский дневник» проходит сокровенное для каждого человека «я существую».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1698
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1057
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1046

Другие новости