Евдокия Лучезарнова умна, красива и остроумна. Фото Влада Петровского
О безграничности вселенной и саморазвитии человека, о русских и России, о деньгах и власти, о русском космизме и философии… О нас и нашем месте в этом мире – новая книга «Размышления и афоризмы» астронома, члена Союза писателей России Евдокии Лучезарновой.
Нынешний солнечный цикл космической погоды наиболее слабый за последние 100 лет, говорят ученые. Наша звезда, за ритмами «жизни» которой мы наблюдаем уже три века, как-то очень по-человечески задержавшись на пороге тысячелетий, сделала неспешный шаг и теперь, как будто призадумавшись, в свою очередь, смотрит на детей своих. На нас, человечество.
«Во времени каждый – как мгновение и каждый – как звезда», – пишет Евдокия Лучезарнова. А ведь так и есть: по большому счету мы состоим из Солнца, как и все, что нас окружает. И подарившая нам жизнь звезда состоит из нас, из миллиардов, населяющих землю, каждый день смотрящих на нее и хранящих ее в своем сознании. Завораживающие в своей неторопливой неизбежности ритмы нашего светила и существующие законы бытия синхронизируются в нашем сознании в космический танец жизни, рождают ноосферу. «И пока человек себя не осознал, он не родился. Осознание есть рождение».
Владимир Вернадский, создавший учение о ноосфере, считается одним из основных мыслителей русского космизма. Сейчас апологеты «космического сознания» находят общность главных принципов космизма со многими основными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для основания нового этапа развития науки. Но «Индивидуальное сознание всегда автономно. Ищет альтернативы. Идет поперек течения». Потому и русское направление «космической философии» так непохоже, так заглублено в почву и в самобытность культуры России. «Им (русским) предназначена роль, совершенно не- свойственная планете, русские всегда инопланетяне, они всегда откуда-то пришли, куда-то уйдут. И даже в мифах многих народов, в сказках всегда говорится, что есть те, кто пришел из космоса и уйдет в космос, и пришли они сюда первыми, и уйдут они отсюда первыми».
Книга Лучезарновой – небольшой сборник афоризмов и мыслей, отнюдь не претендующий на источник абсолютной истины, выверенного знания. Это скорее попытка автора ответить на вечный вопрос: «Что больше всего портит человеческие отношения, я отвечаю достаточно уверенно: презумпция знания». Здесь просто знание есть. И пусть каждый возьмет себе его столько, сколько сможет унести в своем сознании.
Обо всем этом с Евдокией ЛУЧЕЗАРНОВОЙ беседует Станислав КОВЕШНИКОВ.
– Евдокия Дмитриевна, на страницах вашей книги можно часто встретить имя Вернадского. Не ушла ли вперед космическая философия? Прошло достаточно много времени…
– Вернадский создал основополагающую платформу ноосферы. И дальше за ноосферой уже начинается следующий шаг – время. Поэтому, конечно, я Вернадского изучаю, ценю и очень люблю его. Эти живые знания нисколько не устарели, ведь есть современная литература, журналы о ноосфере – все это бережно хранится.
– Вы развиваете его мысли?
– Вернадский собирал геообстановку, все то, что над сферами. Мне было интересно собрать и проанализировать мысли о ноосфере разных ученых. Так и появились «Живые книги». Когда я стала писать эти книги, мне казалось, что все мои предшественники тоже ожили, стали абсолютно живыми. Это мои лучшие друзья в этом мире.
– Часто говорят – слово материально, неужели можно потрогать слово?
– Я вообще считаю, что красивые слова, достаточно быстро сказанные во времени, гораздо важнее, нежели песни какие-то, где слова растянутые, повторяется бессмысленный набор слов. Тут же вообще интересно! Мне даже стал нравиться рэп. Когда очень быстро говорят все слова и это красиво звучит.
– То есть рэп больше информации на единицу времени содержит, чем обыкновенная песня?
– Больше, да. Потому что там очень много слов в единицу времени произносится.
– В своей книге вы размышляете о плотности информации и духовном поиске. Как это связано?
– По существу, что такое духовный поиск? Это сила воли или опора в чем-то, в ком-то, видимом или невидимом, то есть это шест, который выводит к меньшей плотности. А в меньшей плотности всегда меньше страдания. Вот люди и стремятся через медитацию, через молитву хоть как-то, хоть на какой-то промежуток времени задержаться в меньшей плотности. Ощутить себя приближенным к Вселенной, быть приподнятым от своей суеты – всех этих жизненных изломов, материальных проблем.
– Человек может подняться над суетой?
– Люди изо всех сил тянутся к свету. Но зачастую они себя разуплотняют в ночных клубах, в роке, в металлике, в чем-то очень тяжелом – в результате уплотняются еще больше. То есть тяга-то всегда одна – тяга к ритму, тяга к разуплотнению. Но при этом хочется очень плотной жизни, приятной, красивой. Одно с другим не сходится. Если ты в ритм попал, это значит, у тебя идет развертка без потери мозга и его ориентации, без потери сознания.