0
4056
Газета Non-fiction Интернет-версия

22.10.2015 00:01:00

Когда молчит кукушка

Тэги: кино, ссср, марлен хуциев, михаил ромм, андрей тарковский, история


кино, ссср, марлен хуциев, михаил ромм, андрей тарковский, история У книг Неи Зоркой счастливая судьба. Фото из архива Марии Зоркой

У книг Неи Зоркой счастливая судьба – они востребованны, переизданы по нескольку раз, переведены на всевозможные языки. В начале года появился  альбомного формата том – «История отечественного кино. XX век». Он готовился к печати еще при жизни автора, но что-то тогда не сложилось. Нынешнее издание появилось благодаря дочери Неи Марковны, Марии Зоркой. За что последняя  недавно награждена дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков.

Те, кто следит за новинками кинолитературы, помнят: в 2005-м вышла «История советского кино» Неи Зоркой – с интересно интерпретированным кадром из «Иванова детства» на обложке. Нынешняя «История» – не версия, не «ремейк». Прежде всего, как следует из названия, она посвящена отечественному кино, то есть повествование сосредоточено на раннем русском и советском российском кинематографе, в подробных заходах на территории национальных киношкол бескрайнего СССР автор себе отказывает. Не потому что не знает их (Зоркая 40 лет преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссеров и будущих классиков национальных кинематографий знала еще студентами, потом была желанной гостьей на республиканских студиях, фестивалях). Просто здесь другой ракурс. «История отечественного кино» – еще и история отношений культуры с идеологией. Тут Зоркой важно отследить, как раннее советское кино было мобилизовано и призвано, как потом оказалось, что революция в искусстве и революция в жизни – совсем разные вещи. Как заледенел ручеек творчества в советском кино сталинской эры, а потом оттаял в оттепель, побежал, зазвенел – до поры. Началась затяжная эпоха иносказаний, метафор и подтекста, натренировавшая цензоров до того, что они находили крамолу даже там, где авторы ее и не подразумевали…

Обманется тот, кто бегло перелистает книгу Зоркой и решит, что это учебник. На самом деле это рассказ, полный парадоксальных и порой беспощадных заключений по таким важным вопросам, как психология творческой личности в определенном историческом контексте, подмена христианских и общегуманистических ценностей новыми, революционными. Поразительна степень независимости мышления, способности подняться над теми процессами, в которые сама Нея Зоркая в силу возраста была вовлечена. «Видимо, страх, въевшись в поры советской интеллигенции уже в 1920-х и не миновав Ромма, породил явление, близкое к тому, которое ныне названо двоемыслием», – рассуждает она, конечно, имея в виду не только поколение Михаила Ромма, но и свое. И даже последующее: «Андрей Арсеньевич Тарковский родился в 1932 году в Москве. По своим политическим ориентациям он принадлежал к той немалой части советской интеллигенции, которую вверху называли «окопавшимися»: все понимают, но помалкивают, потому что борьба с всемогущим режимом нелепа». И все-таки, размышляя о кинематографе и кинематографистах эпохи застоя, Зоркая цитирует Герцена (его определение, данное 1830-м годам): это время «наружного рабства и внутреннего раскрепощения».

книга
Нея Зоркая.
История отечественного
кино. ХХ век.
– М.: Белый город, 2014.
– 512 с.

Еще один феномен советского искусства высвечивает Зоркая – «обезбоженную религиозность». «Несомненно, что революционные подвижники советского экрана служили своего рода «заместителями» православных святых, – утверждает автор. – Их жизни, по сути, жития». Это об экранных фанатиках революционной идеи, таких как «красный санитар», персонаж Михаила Глузского из картины «В огне брода нет», эсерка Мария Спиридонова в исполнении Аллы Демидовой («Шестое июля» Юлия Карасика). А «Застава Ильича» Марлена Хуциева, ключевой фильм 60-х, по мысли Зоркой, – «недвусмысленно ясная религия ленинизма».

Предпоследняя глава «Истории» называется «Блеск и нищета демократии. Дни постсоветского кино». Прекрасно описано то время, когда эйфория от возможности скинуть цензурный гнет сменялась отчаянием – денег на кино в одночасье не стало… «Свою аудиторию кинематографисты абсолютно не знали, – замечает автор, – а социологию презирали и считали служанкой злодеев-прокатчиков». Тут повествование перекликается с описанием первых лет жизни российского кино, когда непонятно было, что такое синематограф: балаган или искусство. Зоркая – всемирно известный специалист прежде всего по раннему русскому кинематографу, она «вытащила из тьмы» имена и биографии дореволюционных кинодеятелей. Период становления отечественного кино описан в нынешней «Истории» живо, как авантюрный роман, в котором есть благородные герои – Александр Ханжонков, Евгений Бауэр, Вера Холодная, Иван Мозжухин, а есть ловкачи.

Неи Зоркой не стало в 2006-м, а вопрос, которым она заканчивает книгу, открыт. «Кукушка, наступит ли в XXI веке расцвет российского кино?» – обращается автор к птице-прорицательнице, чьим именем назван  фильм Александра Рогожкина. Сегодня кукушка ничего обнадеживающего не прокуковала бы… Пока дела не очень хороши, стоит внимательно читать Зоркую. В ее оценках прошлого много прямых обращений к настоящему (книга написана лет 10–11 назад – за эти годы в кино вернулись многие атрибуты советской жизни). Так что во многом это предостережение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
534
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
621
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
589
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
591

Другие новости