Фигуры речи или просто фигуры? Для виньеток годится все. Борис Кустодиев. Лежащая натурщица. 1915. Музей-квартира И.И. Бродского, СПб
Александр Жолковский – лингвист и литературовед, занимавшийся с середины 70-х годов структурной поэтикой, позже разрабатывавший в соавторстве с Юрием Щегловым поэтику выразительности, а затем работавший преимущественно «на почве» постструктурализма. Жолковский – автор, в частности, сборников «Избранные статьи о русской поэзии», «Поэтика Пастернака. Инварианты. Структуры. Интертексты», «Поэтика за чайным столом и другие разборы». Однако сухая биография, библиографические списки, конференции, семинары, симпозиумы мало говорят о Жолковском – простом человеке. Именно этой ипостаси Александра Константиновича и посвящена его новая книга «Напрасные совершенства и другие виньетки». По словам автора, произведения, составившие этот том, принадлежат «условному жанру, задающему сложный баланс непосредственных впечатлений и ретроспективных оценок, фактографических констатаций и фигур речи, откровенностей и умолчаний». Жолковский создает виньетки – иногда иронично-дерзкие, иногда возвышенные, иногда саркастические, но с неизменно отточенной формой – на протяжении уже не одного десятка лет («Эросипед и другие виньетки», «Звезды и немного нервно: Мемуарные виньетки»). По стилю эти тексты больше всего напоминают мемуарные или культурологические эссе, а зачастую и то, и другое: «низменный» быт соединяется с фактами литературы, музыки. Пространство короткого, часто на несколько страниц, текста расширяется за счет вкрапления мелких деталей, личных характеристик и прочего фактологического материала, местами противоречивого, довольно-таки самолюбивого и «ершистого». Сборник «Напрасные совершенства...» уместно образно назвать кирпичиком воспоминаний российского ученого в кладке истории советского быта, наследия литературы и филологии того и нынешнего времени, своеобразным полуитогом литературоведческой и писательской деятельности Александра Константиновича. Это собрание виньеток – еще одно своеобразное авторское отточие, задумчивое и немного лукавое.
Александр Жолковский.
Напрасные совершенства и другие виньетки. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – 540 с. |
В книге четыре раздела: «Яблоко или гулять» (виньетки о детстве автора), «Семнадцать мгновений весны» (истории о юношеской поре), «Один раз увидеть» (виньетки о жизни в эмиграции) и «Некрологи, которые мы собираем» («пестрая смесь»). Принцип «Напрасных совершенств...» – не остановка на одной теме, а умелое чередование, к примеру, горького текста о погибшем однокурснике («Ультима фульбе»), изящного, ироничного текста об одном любовном увлечении филолога («Портрет неизвестной») и анекдотичного диалога о математической лингвистике с завершением в виде жесткого, но логичного ответа («Чудеса кибернетики»). «Ахматоборец» Жолковский и здесь не забывает о взгляде на творчество и личность поэтессы, цитируя воспоминания Корнея Чуковского об Анне Андреевне: «Дурак такой! – говорила она о Голлербахе. – У его отца была булочная, и я гимназисткой покупала в их булочной булки – отсюда не следует, что он может называть меня... Горенко».
На страницах возникают фигуры Дмитрия Шостаковича, Гии Канчели, Бориса Пастернака, Александра Кушнера, Сергея Гандлевского, Дмитрия Быкова, которые создают общий фон советской и российской эпох в тесном контакте с самим автором – где-то через реальное общение, где-то через «внутренний монолог». Книга иллюстрирована фотографиями из личного архива филолога и других источников. Похоже, книга удовлетворит не только любителей полемических мемуаров, но и филологов, хотя к строгому формату сборника литературоведческих статей данный том не имеет отношения. Перефразируя известные строки Анны Андреевны «Когда б вы знали, из какого сора...», можно сказать так: из «сора», а вернее, даже круговерти фактов и домыслов вырастают любопытные, остроумные виньетки Александра Жолковского.