0
4087
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.07.2015 00:01:00

Феерия судьбы

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард. 

Тэги: история, россия, искусство, эмиграция, дягилев, лев бакст, зинаида серебрякова, александр бенуа, анна ахматова, марина цветаева


картина
Он собирал Бакста, Экстер, Бенуа,
Сомова, Сорина, Серебрякову,
а также авангардистов, супрематистов,
кубофутуристов…
Лев Бакст. Ужин. 1902.
Государственный Русский музей

Этого высокого, элегантного, всегда со вкусом одетого человека хорошо знают в мире большого искусства и больших денег. Искусства – потому что именно он буквально спас сотни картин, рисунков, эскизов, огромный пласт русского наследия, оказавшегося за границей России, и сделал это собрание доступным соотечественникам. А больших денег – так как этот же человек заведовал африканским, ближневосточным и европейским отделами знаменитого банка «Уоллес Фарго» в Сан-Франциско, а затем почти 10 лет занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне. То есть являлся тем, кого в былое время советская пропаганда называла финансовым воротилой. А еще он хорошо знаком многим как неутомимый участник Международного совета соотечественников, организатор бесчисленных выставок, меценат, подаривший десятки шедевров российским музеям. До «мира капитала» у него была работа в геологических партиях среди скал Аргентины, на Аляске и в Южной Африке, много времени он провел в Афганистане. Несколько раз наш герой смотрел в глаза смерти, но, пожалуй, самыми страшными для него стали годы, которые для других считались самыми счастливыми. Детство и ранняя юность.

И это все о нем. О Никите Дмитриевиче Лобанове-Ростовском. Сама фамилия говорит о принадлежности к древнему русскому роду. Причем не простому, а Рюриковичам. Интересно, что, когда он получал американское гражданство, ему пришлось отказаться от титула, как это требовалось по американским законам. Сделал Лобанов это без всякого сожаления, объясняя впоследствии, что история его предков все равно останется с ним, а человека вначале судят по его делам, а уже потом по происхождению. Среди его предков были и военные, и государственные деятели. Дом князей Лобановых-Ростовских в Питере построил великий Монферран. Один из представителей знаменитого рода даже дослужился до поста министра иностранных дел, и благодаря ему Россия получила возможность строительства КВЖД. Дед, Василий Васильевич Вырубов, был товарищем министра Временного правительства, а потом представителем Колчака в Европе. Его дочь и ее муж, родители Никиты, из революционной России бежали в Болгарию, где и появился на свет в 1935 году будущий коллекционер и финансист.

К сожалению, великая победа обернулась для русских эмигрантов в Болгарии коммунистическим террором. Отец отказался принять советский паспорт, они пытались нелегально перейти границу с Грецией, но попали в руки пограничников. Вся семья, в том числе и маленький Никита, оказалась в тюрьме, затем в лагере. Оттуда сначала его, а потом и родителей, правда, выпустили, но жизнь была просто невозможной. Не брали на работу, родители продавали последнее. Маленький Никита собирал окурки, потрошил их и продавал табак цыганам на вес. И еще чистил ботинки на улице. А потом отец исчез. Просто пропал. Так тогда случалось со многими. И лишь 30 лет спустя, уже в постсоветской Болгарии, Никита Дмитриевич узнал, что отец был расстрелян в лагере. Выручили дядя, легенда русской эмиграции, Николай Васильевич Вырубов, один из ближайших соратников де Голля, работавший в Комиссариате ООН, и будущий классик Ромен Гари (он был заместителем посла Франции в Болгарии). Они-то и вытащили Никиту и его мать из Восточной Европы.

Лобанов однажды посетил выставку, посвященную Русским сезонам Дягилева. «Я был поражен, – вспоминал впоследствии Никита Дмитриевич, – красотой того, что мне пришлось тогда увидеть: этой театральностью, буйством лубочных цветов, всей этой «русскостью», что имела такое важное значение для моих все-таки «не западных» глаз». Так возникла эта «одна, но пламенная страсть». В 1958-м Лобанов-Ростовский купил эскизы Ларионова и Гончаровой по 2 долл. за штуку (на эти деньги тогда можно было купить несколько газет или кружек пива), в 1959 году в США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка» за… 25 долл. Можно представить, во сколько десятков, если не сотен раз поднялась сегодня цена на такие произведения. Жена Лобанова-Ростовского Нина, урожденная Жорж Пико, дочь посла Франции в США, тогда же приобрела эскиз декораций Бенуа к тому же спектаклю. Сумма была несколько больше – 100 долл. С этого и началась коллекция. По всему миру он яростно служил своей привязанности, встречаясь с самыми разными людьми, «осколками» старой России, той, которую пока еще мог застать. Постепенно его собрание пополнялось работами Коровина, Бакста, Экстер, Бенуа, Сомова, Сорина, Серебряковой, а также авангардистов, супрематистов, кубофутуристов, тех, кто долгие годы находился под запретом на родине. Причем собиратель очень мало напоминал коллекционера, «гребущего под себя».

книга
Рюрикович в эмиграции.
Никита Лобанов-Ростовский.
– М.: 2015.
– 656 с.

Обо всем этом и о многом другом, вошедшем в эту невероятную жизнь, мы можем узнать, взяв в руки большой том, только что увидевший свет в Москве, – «Рюрикович в эмиграции. Никита Лобанов-Ростовский». Составила книгу Наталья Алпатова. Составила потому, что перед нами сборник различных статей, заметок и интервью, выходивших в разные годы и посвященных Никите Дмитриевичу, а также большая работа ныне покойного историка Александра Горбовского «Рюрикович. Детство Никиты». Основную часть тома составляют воспоминания тех, кому повезло встретить Никиту Дмитриевича на дороге жизни, – искусствоведов, редакторов, коллекционеров, музейщиков и историков литературы, а также многочисленные интервью Лобанова-Ростовского. Сегодня работы, подаренные им, находятся во многих государственных культурных центрах нашей страны. И в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, и в Московском доме-музее Марины Цветаевой, куда Лобанов передал портрет одной из героинь ахматовской «Поэмы без героя» легендарной Саломеи Андрониковой-Гальперн работы Александра Яковлева. Не обошел в свое время князь своим вниманием и украинские культурные центры  в Киеве, в Национальном художественном музее Украины, где благодаря Никите Дмитриевичу находятся работы Репина и Экстер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1964
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3993
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3038
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2474

Другие новости