Здесь уже нет места войне и борьбе. Александр Иванов. Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц. 1842–1846 гг. М., ГТГ
Появление русских кладбищ вне пределов России не было связано исключительно лишь с событиями 1917 года и последовавшей за ними эмиграцией. Первые некрополи возникли еще до революции. Отчасти на местах постоянного отдыха знати, религиозных или дипломатических миссий, а также колоний политических эмигрантов (кладбище Кокад в Ницце или Нероберг в Висбадене), отчасти – на местах боев в ходе различных компаний (наполеоновские войны, захоронения в Мурмелоне чинов русского экспедиционного корпуса, погибших в Первую мировую войну).
То же и с русскими некрополями в Италии. Правда, историк Михаил Талалай (Санкт-Петербург) обращает внимание, что самое первое захоронение было связано все-таки не с курортом или войной, а с религиозным диссидентством. В 1463 году в Ватикане скончался митрополит Киевский Исидор – бежавший в Рим сторонник заключения унии с Католической церковью.
В последующем возникли уже погосты российских элит (Волконские, Горчаковы, Олсуфьевы, Строгановы, Трубецкие). Некоторые из них зачастую становились одновременно и местными элитами. Так, знаменитые промышленники Демидовы имели в Италии титул князей Сан-Донато.
Позднее появились и могилы революционеров. На римском кладбище Тестаччо похоронена революционерка Анжелика Балабанова, которая в эмиграции редактировала газету итальянской социалистической партии «Аванти!», а в Неаполе – супруга знаменитого анархиста Михаила Бакунина Антонина.
Нередко революционеры соседствовали со своими противниками – чинами белых армий: командир бронепоезда «Генерал Богаевский» войсковой старшина Петр Астахов и командир Сводного полка Кавказской дивизии Добровольческой армии полковник Петр Ден лежат на Тестаччо.
Можно на итальянских погостах обнаружить и интересные литературные «следы»: писатель Александр Амфитеатров, дочь Достоевского Любовь, поэт и философ Вячеслав Иванов и, конечно же, похороненный на венецианском кладбище Сан-Микеле Иосиф Бродский.
Из других знаменитостей назовем также лежащих на Сан-Микеле Сергея Дягилева и Игоря Стравинского, похороненного на Тестаччо Феликса Юсупова, а также супругу знаменитого «Черного князя» Юнио Валерио Боргезе графиню Дарью Олсуфьеву (базилика Санта-Мария Маджоре в Риме).
Михаил Талалай.
Российский некрополь в Италии /Ред. протоиерей Владимир Цуриков. – М.: Старая Басманная, 2014. – 908 с. |
Существенный рост числа захоронений приходится на Вторую мировую войну. Это было связано с высокой смертностью среди советских остарбайтеров и военнопленных, оказавшихся на территории Италии. В книге Талалая список могил приводится в алфавитном порядке, с указанием, на каком конкретно кладбище нашло упокоение то или иное лицо, и практически на каждой странице оказывается несколько фамилий недавних бойцов РККА. Многие из них воевали в местном движении Сопротивления. В ряде случаев сохранились только имена или прозвища, под которыми они состояли в партизанских отрядах. Неизвестны данные о сражавшемся в бригаде Боскальи Павле, Петре, воевавшем в бригаде Верди, Иване из дивизии Модена или Кри-Кри из 17-й Гарибальдийской бригады. Естественно, есть захоронения и их противников. На кладбище Армеа (Сан-Ремо) похоронен капитан власовской армии писатель Борис Ширяев. В Костермано лежит генерал-майор Федор Дьяконов, погибший при отступлении Казачьего стана. Первоначально он был похоронен на кладбище Вилла-Сантина и местные жители почему-то считали, что это могила «самого» атамана Петра Краснова.
Иначе возникло русское кладбище в американском Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Вот оно действительно было прямым следствием Гражданской войны. Ведь не только борьба с имущественными классами, но и гонения
Некрополь
Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). – М.: Старая Басманная, 2015. – 264 с. |
на веру вынудили эмигрировать значительное число представителей различных конфессий. В 1930 году группа священнослужителей создала монастырь. Естественно, при нем появился и некрополь – точнее, три кладбища: «Старое», «Успенское» и «Братское». Поэтому неудивительно, что оно стало третьим по величине «русским» погостом в Америке. Редактор книги протоиерей Владимир Цуриков (Джорданвилль) сравнивает: «После обширных Владимирского кладбища в Джексоне, штат Нью-Джерси, расположенного рядом с храмом-памятником равноапостольному великому князю Владимиру, и монастырского кладбища в Ново-Дивеевской обители в Спринг-Валлей, штат Нью-Йорк». На кладбище захоронены останки таких знаменитых представителей церковного зарубежья, как архиепископы Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос) и Сиракузско-Троицкий Аверкий (Таушев), митрополит Анастасий (Грибановский). Впрочем, комплекс Джорданвилля интересен не только монастырем или некрополем – в 1948 году на его территории открылась Свято-Троицкая духовная семинария, единственное высшее учебное заведение Русской православной церкви за границей, а в 1983-м создан один из крупнейших архивов русского зарубежья. Интересно, что издания семинарии до сих пор выходят в соответствии с дореволюционной орфографией.
Как и итальянских некрополей, Джорданвилля коснулась трагедия Второй мировой войны. На кладбище довольно много могил коллаборантов. В частности, умершего в мае 2011 года Николая Троицкого (Нарейкиса) – одного из авторов Пражского манифеста, программного текста власовского движения. Впрочем, и на нем тоже лежат их противники. Подполковник Белой армии Эраст Гиацинтов (родственник знаменитой советской актрисы) в эмиграции выступал против нацистской политики и чудом избежал заключения в гитлеровский концлагерь.
Хочется надеяться, что хотя бы на кладбищах, где нашли последний покой все эти политические оппоненты, они не будут воевать друг с другом.