Куба, считаете, далеко?
Куба рядом. Виктор Патрисио де Ландалузе-и-Уриарте. Разговор на улице. 1889. Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Желтру, Испания |
Справочник «Латинская Америка: электоральное законодательство и властные структуры», подготовленный ведущим научным сотрудником Института Латинской Америки РАН доктором политических наук Збигневом Ивановским, содержит подробное описание структур власти и избирательных систем всех 20 стран, традиционно относимых к понятию – Латинская Америка. Работа Ивановского основывается на обширном корпусе источников и научной литературы по вопросам государственного строительства, в числе которых конституции и законы о выборах латиноамериканских государств, а также научные статьи и монографии отечественных авторов по тематике развития политических институтов в этом регионе.
Содержание книги наглядно демонстрирует, что в настоящее время доминирующей формой правления в странах Латинской Америки является унитарная президентская республика (в 14 странах из 20) с преобладанием сильной исполнительной власти над парламентом.
Проведенные в 1990-е – нулевые годы во многих государствах Латинской Америки реформы конституций позволяют значительно продлевать полномочия действующей исполнительной власти. Так, в большинстве стран разрешено переизбрание одного и того же лица на президентский пост два срока подряд. В Аргентине, помимо этого, позволяется взаимная рокировка действующих президента и вице-президента на второй срок, а также многократное переизбрание тех же лиц с интервалом в один избирательный период. В некоторых странах региона (Венесуэла и Никарагуа) Конституция допускает неограниченное число переизбраний действующего президента страны. В 2014 году в Эквадоре также начата процедура внесения в Конституцию поправки о возможности действующего президента этого государства переизбираться неограниченное число раз.
Збигнев Ивановский. Латинская Америка:
электоральное законодательство и властные структуры: Справочник. – М.: ИЛА РАН, 2014. – 126 с. |
В нулевые годы в Венесуэле, Никарагуа и Эквадоре в прошлом двухпалатные парламенты были лишены верхней палаты – сената, и заменены на однопалатные ассамблеи, что объективно способствует усилению в этих государствах исполнительной ветви власти в сравнении с законодательной ветвью. Это говорит об опасности усиления в этих и некоторых других странах региона авторитарных тенденций. В последние годы это особенно заметно в Аргентине, Венесуэле, Боливии, Никарагуа, Эквадоре, то есть там, где начиная с нулевых годов у власти укрепились левые политические режимы, что получило в современной историографии название «левый поворот».
Для читателей наверняка будет интересен раздел справочника, посвященный современной Кубе. Автор формулирует особенности политического устройства Кубы сегодня следующим образом: «Социалистическое, независимое и суверенное государство трудящихся, созданное в форме унитарной демократической республики, фактически – режим личной власти. Кубинское законодательство не признает принципа разделения властей и не допускает политического плюрализма, имеет место сращивание партийного и государственного аппарата, многие министры одновременно являются депутатами, членами политбюро и ЦК правящей Коммунистической партии».
Высший орган государственной власти на Кубе – однопалатная Национальная ассамблея народной власти. Она собирается на пленарные заседания шесть дней в году, а в остальное время работают только постоянные и временные парламентские комиссии. «Все решения носят одобрительный характер и принимаются единогласно», – указывает автор сборника. Из своих депутатов ассамблея избирает Государственный совет, председатель которого становится главой государства и правительства. В настоящее время председателем Госсовета является Рауль Кастро, который может избираться на этот пост неограниченное число раз. Правда, в феврале 2013 года кубинское руководство заявило, что после завершения полномочий Рауля Кастро в 2018 году будущий глава государства сможет занимать свой пост не более двух сроков подряд.
Латинская Америка:
избирательные процессы и политическая панорама. – М.: ИЛА РАН, 2015. – 274 с. |
Функции выдвижения и отбора кандидатов в муниципальные, провинциальные и Национальную ассамблею народной власти на Кубе выполняют специальные государственные комиссии по кандидатурам. В состав комиссий входят представители общественных организаций, находящихся под полным контролем правительства и органов правящей Коммунистической партии Кубы.
Следует сказать особо, что публикация Ивановского включает также таблицы, которые знакомят читателя с действующими в настоящее время главами латиноамериканских государств (указаны их имена и сроки полномочий, включая даты начала и окончания администраций, а также их политическая принадлежность). Удобно, что в таблицах приведены не только официальные названия правящих партий и политических блоков, но и сведения о том, к какому политическому спектру относятся эти объединения (консерватизм, социальный либерализм, центризм, национализм и т.д.). Сегодня в большинстве стран Латинской Америки у власти находятся политики левой ориентации (левый центр, левый радикализм, традиционный социализм, «социализм XXI века и др.). Левые политики стоят у руля в 11 из 20 стран Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Чили, Уругвай, Сальвадор, Эквадор) и в том числе в самых крупных государствах, таких региональных гигантах, как Бразилия и Аргентина.
Не менее полезны таблицы, отражающие партийный состав органов законодательной власти латиноамериканских стран. Данные актуализированы и доведены до 2015 года. Такие сведения, бесспорно, помогут читателям, которые хотят быстро составить себе ясную картину расстановки политических сил в национальных парламентах государств Латинской Америки. Справочник также содержит сведения о графике проведения всех президентских и парламентских выборов в странах региона в 2006–2015 годах.
С рассмотренной выше работой тесно связана по тематике еще одна. Речь идет о коллективной монографии «Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама» под редакцией Ивановского. Эта книга в значительной степени является продолжением другого коллективного труда ученых ИЛА РАН «Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации», опубликованного в 2009 году. Прежняя работа обобщала опыт политических процессов в латиноамериканском регионе в конце ХХ – первом десятилетии XXI века. В новой анализируются электоральные процессы в Латинской Америке в начале второго десятилетия XXI века, отразившие последние политические изменения в странах региона.
Следует отдельно отметить авторов монографии. Если в отечественной науке существуют специалисты, которые знают и любят Латинскую Америку не меньше, а может быть, и больше самих латиноамериканских исследователей, то авторы данной работы именно таковы. Не могу не назвать имена моих любимых авторов, блестящих специалистов и ученых, это Марина Чумакова, Юлия Визгунова, Эмиль Дабагян, Людмила Окунева, Людмила Дьякова, Наиля Яковлева, Виктор Лунин и др.
Материал в главах подан в виде обзоров (case-studies) по 12 странам Латинской Америки. Именно в этих странах в рассматриваемый период прошли президентские или всеобщие выборы – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Перу, Чили и др.
Как справедливо отмечается во введении к работе: «Зафиксированный в конституционном законодательстве государственный строй далеко не всегда совпадает с существующей политической реальностью». Поэтому заключительную главу монографии было решено посвятить анализу и специфике трех основных политических моделей, действующих в настоящее время в Латинской Америке. Леворадикальная модель представлена в основном сторонниками «социализма XXI века» (Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Эквадор и т.д.). Правоцентристская модель (Колумбия, Мексика, Перу, Панама, Доминиканская Республика) основана главным образом на сохранении неолиберальных постулатов в сфере экономики и области социально-политических стандартов. Умеренная левоцентристская модель (Аргентина, Бразилия, Чили, Коста-Рика) построена на стремлении использовать преимущества представительной демократии и рыночной экономики, уделяя при этом особое внимание решению острых социальных проблем. Конечно, такое деление на группы в известной степени условно, поскольку результаты очередных выборов могут привести к смене правящих элит, а также и политического курса стран.