20 лет спустя.
Портрет отечественного бизнеса. – М.: Центр политтехнологий, 2014. – 528 с. |
Книга «20 лет спустя. Портрет отечественного бизнеса» – это своеобразный итог работы по изучению российского предпринимательства, которую Центр политических технологий ведет с 1992 года. Выпуск авторским коллективом двух аналогичных изданий, содержащих промежуточные наблюдения и замечания, в 1992 и 2006 годах позволяет авторам отразить более полную картину состояния дел в российском бизнесе. Наряду с сюжетами, посвященными судьбам 40 предпринимателей, книга содержит обобщающую аналитическую статью президента центра Игоря Бунина.
Разумеется, книга не была приурочена к нынешнему периоду экономической турбулентности – она начала готовиться еще в относительно спокойном 2013 году, когда трудно было предположить масштаб проблем. Однако сейчас появление этой книги представляется особенно значимым, ведь речь в ней идет об опыте людей, которые создавали российский бизнес и теперь – вместе со всей страной – оказались перед новыми вызовами. При этом от адекватности предпринимательского слоя, от его способности реагировать на быстро меняющуюся ситуацию во многом зависит, сможет ли российская экономика использовать кризис как шанс для обновления.
Герои книги в большинстве своем – это люди, вышедшие «из народа» в непростую пору конца 80-х – начала 90-х, находившиеся в тех же условиях, что и большинство населения при болезненном переходе от СССР к новой России. Главное, чем они отличались от сограждан, – готовностью рискнуть. Никто из них не мог быть уверен в оправданности риска, многим не приходилось взвешивать – нужно было кормить семьи, адаптируясь к новой реальности. В нулевые годы наблюдался серьезный спад интереса к бизнесу – новое поколение предпринимателей не носит столь массового характера, молодежь предпочитает делать карьеру, «прислонившись к государству». Эта проблема в полной мере актуальна и сегодня.
Авторы издания взялись за амбициозную задачу: составить портрет отечественного бизнеса, каким он стал по результатам прошедших 20 лет. Составители прослеживают историю экономики новой России в лицах, опираясь не на сухие экономические исследования, а на истории самих респондентов, рассказанные в личной беседе. Каждый сюжет – это своего рода саке-зШёу, практический пример, позволяющий понять, почему герои книги смогли добиться успеха в условиях формирования и развития рыночной экономики, в конкуренции с другими участниками рынка. При этом предприниматель представляется не как «денежный мешок», а как живой человек с его собственными чаяниями, ожиданиями, суждениями и выводами.
Герои книги не только презентуют свой опыт, но и говорят о том, кому оставить свое дело (здесь есть разные стратегии – от передачи по наследству до оставления бизнеса заранее подготовленной команде менеджеров), о перспективах бизнеса в России сегодня. Исследование затрагивает такие существенные аспекты, как восприятие предпринимательства населением России на заре его возникновения и в настоящее время, отношение бизнесменов к понятию социальной ответственности, к западному бизнесу и к государственной среде, с которой они так или иначе взаимодействуют. Опыт современного отечественного предпринимательства позволяет надеяться на то, что российский бизнес сумеет преодолеть непростой исторический период за счет потенциала наших соотечественников, всегда умевших работать вопреки трудностям.