0
2811
Газета Non-fiction Интернет-версия

23.04.2015 00:01:00

Эпос, создавший государство

Алексей Ланцов

Об авторе: Алексей Сергеевич Ланцов – поэт, прозаик, филолог.

Тэги: калевала, эпос, история, нация, финляндия, карелия, романтизм


15-7-3_t.jpg
Элиас Лённрот подарил финнам не только поэму, но и древнюю историю.
Фото Ханну Мякяряйнена

В 2015 году исполняется 180 лет главному произведению финской литературы – поэме «Калевала». В русскоязычных источниках это чаще всего определяют как «древний карело-финский поэтический эпос». Это ошибка. На самом деле «Калевала» – это эпическая поэма, созданная Элиасом Лённротом на основе древних карельских и финских народных песен. Эти песни он собирал на протяжении многих лет. Лённрот, без сомнения, великий сын своего народа. Сделанное им – подвиг. Почему? Судите сами.

В начале XIX века, после вхождения на правах широкой автономии в состав Российской империи, перед Финляндией остро встал вопрос государственного строительства. И вдруг – представьте – появляется поэма о стране Калевале – некоей чудесной обетованной земле. Калевала – это и есть наша Суоми – подразумевает и даже прямо пишет в поэме Лённрот. У нас не было истории? Как же, история у нас длинная – до Калевы. И все мы его потомки. У нас нет героев? Есть! И еще какие – великие заклинатели, певцы, воины.

Страну Калевалу Лённрот выдумал. В народных рунах нет такой страны, нет даже самого понятия «страна». В то же время топоним «Калевала» в народных текстах встречается, и значение его – дом (усадьба) или деревня. Для современников Лённрота это создавало эффект достоверности рассказа. Ход гениальный и беспроигрышный.

Придумав страну, Лённрот придумал еще одно понятие – «народ Калевы», в значении «народ страны Калевалы».

Что еще необходимо, чтобы нация состоялась, родилась как субъект истории? Необходима громкая воинская победа над сильным врагом. И Лённрот дает такую победу. Калевальцы в морском сражении разбивают войско старухи Ловхи. Противостояние двух стран – Калевалы и Похьелы – заканчивается полной победой Калевалы.

Так Лённрот подарил финнам древнюю историю, подарил славное героическое прошлое.

Мало того, сама эта древняя история преподана им как Священная история, ибо «Калевала» явно ориентирована на Ветхий и Новый Заветы. В последней песне поэмы у девы Марьятты чудесно рождается младенец, которого при крещении нарекают «королем Карелии». Обиженный появлением такого «конкурента» Вяйнямёйнен – прежний глава народа Калевалы – навсегда уходит от людей. Вяйнямёйнен олицетворяет языческие «ветхие» времена, сын Марьятты – наступающие христианские.

«Калевала» Лённрота стоит в одном ряду с «Илиадой» Гомера, «Беовульфом», «Песнью о Нибелунгах», «Старшей Эддой». Европейские нации формировались на основе того или иного эпоса. Финляндия не стала исключением, с той единственной разницей, что прошла она этот путь не в глубокой древности, как другие, а в позапрошлом веке.

15-7-2_t.jpg
Страна Калевала – земля обетованная.
Зигфрид Август Кейнянен. Вяйнямёйнен и Айно. 1896 

Истоки рождения «Калевалы» следует искать в том кругу финских романтиков, в котором формировался юный Лённрот. Его жизнь – это тоже своего рода эпическая поэма, начиная с того момента, как движимый жаждой знаний деревенский юноша стал студентом Туркуского университета (небывалая по тем временам история). Финские романтики, чутко улавливая веяния немецкого романтизма, культивировали интерес к народному творчеству. Но если для дворянской интеллигенции народное творчество было скорее экзотикой, то для сына сельского портного Элиаса Лённрота оно было органически своим. И не зря впоследствии Лённрот, став знатоком материала, самого себя считал таким же рунопевцем, как и те, от кого он эти руны записывал.

Творческое дерзновение, незаурядный филологический и поэтический дар, а также поразительное трудолюбие помогали Лённроту создавать из чрезвычайно разнообразного материала, привозимого им из фольклорных экспедиций, единое целое. Внимательное чтение поэмы помогает увидеть тщательно продуманную концепцию. Так, например, Вяйнямёйнен казалось бы, совершенно случайно находит в море необитаемый остров, который он решает благоустроить и сделать своей страной. Но вдруг, как бы вскользь, автор упоминает находящийся там колодец мифического первопредка Калевы. И это в корне меняет дело, потому что это уже не случайный остров, а обретенная родина предков.

В поэме несколько сюжетных линий и три главных героя – колдун и заклинатель Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и беспечный искатель приключений Лемминкяйнен. Центральное событие – похищение ими у старухи Ловхи таинственного предмета – дарующей материальное изобилие чудо-мельницы сампо. Ловхи дает бой похитителям и терпит крах. Калевала Вяйнямёйнена берет верх над Похьелой Ловхи. И хотя сампо во время сражения падает в воду и разбивается, некоторые его обломки, прибитые к берегу, становятся залогом процветания Калевалы.

Первый вариант поэмы был издан в 1835–1836 годах. Второй, окончательный – в 1849-м. Лённроту было 47 лет. Впереди ждали признание, почет и еще многие годы насыщенной, плодотворной жизни. Его «Калевала» появилась в исторически ответственный момент формирования нации, стала ответом на социальный заказ финского общества. Память о Лённроте сохраняется на родине прочно и многообразно. 28 февраля – день рождения «Калевалы» – государственный праздник. Однако, думается, лучший памятник Элиасу Лённроту – это само финское государство, в основе которого в том числе и его великая поэма.

Сало (Финляндия) 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1229
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
776
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
546
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
781

Другие новости