Должен был стать рыцарем, а стал монахом.
И философом. Рафаэль Санти. Сон рыцаря. 1504. Национальная галерея, Лондон |
К мистикам любая религия относится с настороженностью. Как проверить достоверность переживаемого ими опыта? Насколько он соответствует канонам и традиции? Отсюда неизбежное подозрение в ереси и не менее неизбежный интерес инквизиции или иных родственных ей органов. Поэтому нередко вместо тихой созерцательной жизни биография такого мыслителя напоминает остросюжетный приключенческий сериал.
Правда, жизнь знаменитого философа Генриха Сузо и без внимания инквизиции (а оно тоже было) прошла в жанре экшн, так как наш герой вольно или невольно нарушал общепринятые правила, да и просто тайн после него осталось немало, несмотря на подробную автобиографию, вошедшую в Exemplar. Начнем с рождения. Мы точно знаем ее дату 24 марта, но не знаем года. То ли 1295-й, то ли 1297-й. Сузо происходил из старинного дворянского рода фон Бергов (Германия), но взял девичью фамилию матери. Он должен был стать рыцарем, но стал монахом. Получив очень хорошее образование при монастыре (Доминиканский орден был интеллектуальной элитой того времени), продолжил учебу в высшей орденской школе (университете) Кельна. Вернулся в свой монастырь в немецком Констанце, где стал обучать монахов Библии. Одновременно много времени уделял личной аскезе – посту, ночным бдениям, носил цепи, сидел на стуле с острыми шипами. Спокойная (если только подобную аскезу можно считать спокойной) и размеренная жизнь продолжалась два десятка лет, после чего начались уже упомянутые проблемы с инквизицией. Дело в том, что еще в Кельне Сузо попал под влияние другого мистика – Майстера Экхарта, бывшего его преподавателем. Некоторые положения его учения были осуждены. Поэтому сочинение Сузо «Книжица истины», целью которого была защита учителя, вполне естественно, привлекла внимание следствия. Еретиком его, правда, не признали. Забегая вперед, отметим, что с философа не только сняли все обвинения, но спустя пять столетий, в 1831 году, канонизировали.
В чем, собственно, заключалось учение Сузо? Оно было посвящено богопознанию и включало как идеи неоплатоников или того же Экхарта – и в этой части не было оригинальным, так и личный мистический опыт, который, собственно, и вносил свежую струю в концепцию Сузо. Другой темой было учение о Софии Премудрости Божией, что сближало его с известным отечественным философом и поэтом Владимиром Соловьевым.
Генрих Сузо. Exemplar.
– М.: Ладомир, Наука, 2014. – 600 с. |
Вместе с Экхартом и Иоганном Таулером он становится наиболее известным представителем философского направления, которое назовут прирейнским мистицизмом.
В свете проблем с инквизицией неудивительно, что Сузо вновь меняет ритм своей жизни. Теперь он много разъезжает с проповедями, в том числе и в горячие точки того времени, попадает в плен к разбойникам. Одновременно выступает и исповедником. К этому времени у него завязывается переписка с Элизабет Штагель, которая также приводится в настоящей книге.
Но и новый период не обходится без скандала. Одна из женщин, которую он исповедовал, объявила, что Сузо является отцом ее внебрачного ребенка. И хотя проведенное расследование довольно быстро выяснило несостоятельность обвинения, многие друзья отвернулись от философа.
После скандала Сузо переезжает в Ульм, где становится настоятелем кафедрального собора. Спустя несколько лет, в январе 1366 года, он умирает.
Сложный путь, вместо уединенной сосредоточенности и созерцательности – обвинения и постоянная смена отнюдь не монашеского ритма жизни. Может быть, потому, что язык Генриха Сузо не только философский, но и поэтический (его называли духовным миннезингером). А чтобы писать стихи, как говорил Федор Достоевский, надо страдать.