Велимир Хлебников.
Рисунок Маяковского. 1916. Иллюстрация из книги. «Владимир Маяковский. Собрание сочинений». Т. 1 (М. 1973) |
Своей жизнью Александр Ефимович Парнис начисто опровергает утверждение героя Хемингуэя Гарри Моргана «Человек один ни черта не может». Или поговорку «Один в поле не воин».
Нет, конечно, у Александра Ефимовича было и остается великое множество друзей, тех, кто помогал ему в бесчисленных поисках и разъездах, в непрестанной борьбе с цензурой. Но все равно главное, что позволило Парнису, не имеющему особых научных званий, добраться до вершин признания литературоведов всего мира, это его невероятная, яростная, пассионарная, как сказали бы сейчас, натура.
Даже сейчас все довольно трудно представить. В 60-е годы, в разгар застоя, посвятить себя изучению жизни Велимира Хлебникова, а потом и судеб русского авангарда и футуризма. Занятие по меньшей мере странное. Особенно для тех лет. Впрочем, и сам Хлебников, как он себя представлял, «Председатель земного шара», казался многим знавшим его просто ненормальным.
Обычный киевлянин, Александр Ефимович мотался по Советскому Союзу, из Астрахани в Москву, из Москвы в Баку, оттуда – в калмыцкие степи. Он списывался с людьми, записывал их воспоминания, искал архивы и книги, с открытия до закрытия работал в библиотеках. Первая его публикация вышла в киевском журнале «Радуга» еще в 1965 году. Парнис абсолютно не боялся переписываться с Западом, причем в числе его корреспондентов были и Юрий Анненков, и Борис Зайцев, и Давид Бурлюк. Исследователь пережил и травлю, и обыски у себя в доме, и конфискацию библиотеки. Своей дружбой одарил его блистательный писатель, автор незабываемой книги «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов. Лишенный возможности создавать большие книги, Парнис публиковался в самых разных газетах – вплоть до районных.
Про незабвенного Натана Эйдельмана говорили, что находки как магнитом буквально притягиваются к его пальцам в архивах. Нечто подобное можно сказать и об Александре Ефимовиче.
Посудите сами. В Тбилиси у искусствоведа Гордеева он отыскал рукописи Хлебникова, в том числе и раннюю поэму «Марина Мнишек». А в Баку просто вычислил, что именно там, среди бумаг поэта и востоковеда Рудольфа Абих, должны быть материалы одного из самых загадочных русских поэтов ХХ века. По просьбе Парниса написали воспоминания о Хлебникове спутник Ахматовой композитор Артур Лурье и друг Александра Блока, переводчик Йоганнес фон Гюнтер.
Причем, все более вовлекаясь в орбиту изучения жизни и судьбы неистового Велимира, Александр Ефимович вернул нашей культуре наследие многих мастеров. Так, к примеру, его усилиями на художественный Парнас был возведен замечательный художник – авангардист Всеволод Максимович, покончивший с собой в годы ранней юности. Также именно благодаря Парнису мир узнал прекрасную художницу Марию Синякову.
Авангард и остальное.
Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса. – М.: Три квадрата, 2014. – 800 с. |
Наряду с восхищенными подношениями имениннику от «звезд» – историков литературы, таких как Николай Котрелев, Александр Лавров, Николай Богомолов, Юрий Фрейдин, книга представляет собой большой сборник различных статей и публикаций, так или иначе связанных с изучением русских поэзии, прозы и изобразительного искусства начала ХХ века.
Здесь и письма Давида Бурлюка, и послания Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, и незамеченные доселе анкеты Бориса Пастернака, заполненные им во время его работы в московском библиотечном отделении Наркомпроса в 1918 году. Уверен, что многих привлекут и два неизвестных рассказа Юрия Олеши, и история трагической вражды вдовы великого поэта Надежды Мандельштам и легендарного Николая Харджиева. Так же как, без сомнения, с интересом прочтут читатели о мистификаторе Юрии Нольдене-Меншикове, создавшем легенду об эмигрантском литераторе Юрии Трубецком, равно как и о совершенно серьезной дискуссии о вменяемости футуристов, вспыхнувшей после самоубийства поэта-эгофутуриста Ивана Игнатьева. Уверен, что любой,интересующийся историей русского авангарда не пройдет мимо писем вечного ниспровергателя классических норм Алексея Крученых издателю и художнику Михаилу Матюшину или размышлений о роли в жизни великого поэтического революционера Велимира Хлебникова классического Санкт-Петербурга.
«Свобода приходит нагая, бросая на сердце цветы», – писал Хлебников. Всю жизнь Александр Парнис собирал цветы, разбросанные этим великим экспериментатором русского стиха и его сподвижниками. И именно об этом и о феномене революции нашей культуры книга «Авангард и остальное».