Трудно найти сюжет, а придется. Пейзаж. Иллюстрация из книги. 1975
Этот альбом можно рассматривать как памятник недавно ушедшему из жизни художнику – Юрию Николаевичу Ларину. Его ценность заключается в том, что великолепное издание подробно знакомит читателей не только с творчеством, но и с жизнью этого в высшей степени незаурядного человека, на долю которого, увы, выпали крайне тяжелые удары судьбы.
Сын Анны Михайловны Лариной и Николая Ивановича Бухарина, он до 20 лет не знал, кто его настоящие родители. Отец был расстрелян, мать сослана в Казахстан. Сначала Юра воспитывался в семье дальних родственников. Затем, после ареста приемного отца, 10-летний москвич оказался в детском доме под Сталинградом…
В альбоме опубликованы трогательные записки Юрия Николаевича о детдомовском периоде его жизни. Благодаря этим бесхитростным свидетельствам читатели знакомятся с достойнейшими, скромными, в высшей степени порядочными людьми: воспитателями, прививавшими своим питомцам высокие нравственные принципы, и ровесниками, сполна эти уроки усвоившими. Дружба с ними продолжалась долгие годы.
Юрий Ларин.
Избранное. – М.: Наше наследие, 2014. – 344 с. |
Но все же главное в крупноформатном альбоме – большая подборка репродукций живописных работ художника, умело составленная составителем, дизайнером Александром Рюминым, хорошо знающим творчество Ларина и вложившим в композицию всю теплоту своих чувств. По мнению специалистов, со временем произведения Ларина займут заметное место в истории отечественного изобразительного искусства. Многие уверены, что ценность его работ неоспорима уже сейчас. «Отказываясь от сюжетной занимательности, не стремясь к активной выразительности формы, Ларин сосредоточивает все усилия на стремлении к гармонизации пластического цветового образа, – приводятся в альбоме слова Мая Митурича. – Руководствуясь чувством гармонии, художник апеллирует к соответствующему чувству зрителя, минуя рациональные, литературно-описательные возможности изображения. И чем дальше он продвигается в этом направлении, тем труднее находить слова, способные выразить сложную гамму чувств, то эстетическое сопереживание, которое возникает при встрече с его живописью».
Сам Юрий Николаевич, уже имея за плечами солидный опыт, о своем видении живописи писал: «Я понял, что в борьбе изобразительного (сюжетно-литературного) начала с началом музыкальным (цветопластическим, абстрактным) возникает новое качество, возникает тогда, когда гармония и пластика сливаются в необъяснимое единство, на пределе борьбы, когда один шаг остается до того, чтобы работа сделалась вполне абстрактной».
Альбом издан стараниями вдовы художника, Ольги Арсеньевны Максаковой, и его сына, Николая Юрьевича. Помимо репродукций, он щедро снабжен ретроспективной подборкой фотографий, а также тщательно подготовленным справочным материалом: хронологией жизни и творчества, библиографией, перечнем выставок, музеев, коллекций, хранящих произведения художника. Словом, читателям представлена поистине ларинская энциклопедия.