0
2378
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.12.2014 00:01:00

Неполнота мысли

Тэги: философия, рационализм, мистика, иммануил кант, шеллинг, неокантианцы, владимир соловьев, андрей белый


картина
Поэт Андрей Белый –
один из отечественных неокантианцев.
Кузьма Петров-Водкин.
Портрет Андрея Белого. 1932.
Национальная галерея Армении, Ереван
 

В рассказе Андрея Платонова «Старый механик» заглавный персонаж Петр Савельич говорит: «Без меня народ неполный». Думается, такая же неполнота есть и в отечественной философии. Судите сами: были у нас последователи Гегеля (гегельянцы), Шеллинга. Первый наш философ Петр Яковлевич Чаадаев не только был шеллингианцем, но лично знал известного немецкого мыслителя, переписывался с ним. Был шеллингианцем и знаменитый Владимир Соловьев...

А вот кантианцев не было. При этом было бы ошибкой утверждать о непопулярности или даже нелюбви к Иммануилу Канту. Его знали, изучали, печатали. Тот же Соловьев перевел и откомментировал «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» знаменитого философа из Кенигсберга. Да и возникшее во второй половине XIX века в Европе неокантианство вскоре нашло в России своих верных последователей, издававших популярный журнал «Логос». То есть неокантианцы у нас были, а кантианцев не было. Парадокс. Не хуже философского.

Московский историк философии Юлия Мелих размышляет, как идеи немецкого мыслителя воспринимались в России, подробно останавливаясь на эпохе Серебряного века и его последующем развитии в зарубежье. Ведь неокантианством в то время интересовались не только почтенные академические философы или студенты. Лекции в Марбургском университете – одном из центров неокантианства – посещал молодой Борис Пастернак. Увлекались им Андрей Белый и Вячеслав Иванов... По сути, неокантианство стало одним из мифов Серебряного века наряду с философией всеединства Соловьева или, если брать шире, культом Прекрасной Дамы Александра Блока.

На примере концепций Сергея Гессена, Федора Степуна и Бориса Яковенко Мелих восстанавливает стратегии отечественного неокантианства. На первый взгляд оно было разнообразным, в чем-то даже противоречивым. У Гессена и Степуна доминировал индивидуализм, а Яковенко, напротив, его отрицал. Но было и общее: все они стремились дополнить кантианское наследие иррациональной философией, посредством мистики и интуиции. Рационализм Канта и мистика? Что между ними может быть общего? Ничего удивительного – ведь это была эпоха декаданса, увлечения иррационализмом Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра (последний, кстати, начинал как кантианец). Вспомним, как пару десятилетий назад в период моды на постмодернизм появлялись исследования, стремившиеся доказать, что, например, Пушкин или Розанов были постмодернистами. Как видим – история повторяется.

книга
Юлия Мелих.
Иррациональное
расширение
философии Канта
в России.
– СПб.: Алетейя, 2014.
– 344 с.

Впрочем, в случае с неокантианцами имели место и сугубо философские, научные причины. Дело в том, пишет Мелих, что «философия Канта дает человеку уверенность в том, что окружающая его действительность является результатом его активной познавательно-творческой деятельности». В свою очередь, неокантианцы чувствовали несоответствие подобных ожиданий в пределах традиционного кантианства и поэтому стремились посредством иррациональных идей обогатить первоисточник.

Насколько нашим неокантианцам удалось осуществить задуманное? Исследователь справедливо отмечает, что «им пришлось превратиться в просветителей столь ими непочитаемой русской философии». Степун оставил труды, посвященные отечественному мировоззрению, Яковенко – книги по истории русской философии, Гессен – работы по литературе и образованию. Интересно, особенно если учесть, что и западное неокантианство изменилось. Оно органически переросло в другие формы и направления, в частности, прагматизм. Вновь отличие. Тоже по-своему парадокс. Может быть, потому, что у нас не было своих кантианцев и потому наша философия до сих пор неполна? 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
534
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
461
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
554
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
301

Другие новости