Читать книги – это не развлечение, а суровая работа! Фото Владимира Коркунова
Владимир Борисов – один из самых авторитетных отечественных фэнов, руководитель клубов любителей фантастики «Гонгури», «Центавр» и «Массаракш», член ВС КЛФ. Один из создателей группы «Людены», занимающейся изучением творчества братьев Стругацких; в течение многих лет выпускал информационные бюллетени «Понедельник», «Громозека», «Тарантога», «Проксима», Tolkien News. Редактор официального сайта Стругацких. Один из авторов первой отечественной «Энциклопедии фантастики», составитель двухтомной энциклопедии «Миры братьев Стругацких». Много лет занимался изучением творчества Станислава Лема. Библиограф, переводчик с польского, английского, болгарского, немецкого, чешского языков. Печатался в еженедельнике «Книжное обозрение», журналах «Литературное обозрение», «Библиография», «Уральский следопыт», «Если». В кругах любителей фантастики известен как БВИ, что есть не только аббревиатура имени, отчества и фамилии, но и отсылка на описанный у Стругацких Большой Всепланетный Информаторий, прообраз Интернета…
В книге «Читатель амфибрахия» представлены все эти ипостаси творческой деятельности Борисова. Кстати, любителям фантастики понятно, что «читатель амфибрахия» – это пришелец Константин из «Сказки о Тройке» Стругацких, который у себя на планете занимался профессиональным чтением стихов, написанных этим размером. Дело это сложное и важное, потому, по словам героя повести, Саши Привалова, пришелец мог быть назван «настоящим героем труда». Бесспорно, «герой труда» и Владимир Борисов, всю жизнь читающий фантастику профессионально.
Владимир Борисов.
Читатель амфибрахия. – Иерусалим: Млечный путь, 2014. – 348 с. |
Книга Борисова состоит из четырех частей. В первой, названной «Мастера», собраны работы о тех писателях, которые, по мнению Борисова, внесли наибольший вклад в развитие фантастики: это прежде всего Стругацкие и Лем, а также Олаф Стэплдон и Владимир Савченко. Во вторую часть, «Шедевры», вошли работы о книгах, роль которых исключительно важна в истории фантастической литературы: «Властелин колец» Толкина, «Аэлита» Алексея Толстого, «Солярис» Лема, «Трудно быть богом» Стругацких. Следуя завету Бориса Стругацкого «рассказывать о книгах как о людях», Борисов повествует о роли этих «вечных спутников» в истории цивилизации.
В третьей части, «Голоса», собраны интервью: с Лемом (для чего Борисову пришлось отправиться в Краков, где он впервые встретился с классиком), Борисом Стругацким, Киром Булычевым, Андреем Лазарчуком, Михаилом Успенским, Павлом Амнуэлем, Марией Галиной, другими современными отечественными фантастами.
Четвертая часть, «Шаги», включает мемуарную прозу, которая, на мой взгляд, совершенно неожиданна и очень хороша: воспоминания о родителях (пронзительно пишет Борисов о них – главки «Про отца», «Про маму»…), о детстве, когда зарождалась и крепла любовь автора к фантастике.
На глазах БВИ проходила история отечественной фантастики 1960–1980-х годов. И он один из немногих людей, которые не только блестяще знают этот пласт отечественного литературного процесса, но и могут о нем увлекательно рассказывать. Мне кажется, за пределами книги осталось еще много материала. Потому – ждем второй том.