В одном из рассказов «Конармии» Бабеля есть такая сцена. Перед началом сражения Ворошилов просит Буденного напутствовать бойцов. Командарм выезжает перед строем и негромко поизносит: «Ребята, у нас плохая положения…» Не ошибусь, сказав, что эта фраза вполне адекватно описывает состояние, в котором находится критика фантастики и фантастической литературы в нашей стране.
У нас крайне мало публикационных площадок. Кроме «Мира фантастики» в Москве, нет специализированных журналов. Периодические издания в системе высшей школы (различные «Вестники») и толстые журналы печатают материалы о фантастике крайне неохотно, еженедельникам и газетам для публикации таких материалов нужен, как правило, «информационный повод». Так же неохотно в издательствах принимают к изданию книги литературоведческого характера, к фантастиковедческим же работам отношение там еще хуже. Нет, как на Западе, специальных фондов, которые обеспечивали бы проведение конференций, выдачу грантов на научные исследования, публикацию их результатов.
Многократно говорилось, что любые научные исследования – что в сфере естественно-научной, что в сфере гуманитарной – нуждаются в поддержке государства. Финансирование программ, университетских курсов, издательская база, наконец, не будем ханжами, достойная зарплата преподавателей высшей школы (ведь именно там работает основная часть исследователей). Но что толку расчесывать то, что и так зудит… Правильна восточная поговорка: если сто раз повторить слово «халва», во рту сладко не станет…
И все же фантастиковедение и критика фантастики выживают. Размещенные на полосе материалы о том, как работали и работают люди, преданные своей любимой литературе, подтверждают это. Потому – закончу продолжением цитаты из Бабеля. Произнеся начало фразы о плохом положении армии, Буденный добавляет: «Веселей надо, ребята…» Прав был командарм.