Джордж Тейлор Денисон.
История кавалерии. Вооружение, тактика, крупнейшие сражения/ Пер. с англ. С. Федорова. – М.: Центрполиграф, 2014. – 511 с. |
Эта книга вряд ли заслужила бы внимание тех, кто не является военными специалистами, если бы не ее история. В 1874 году по инициативе генерал-инспектора кавалерии российской императорской армии великого князя Николая Николаевича (старшего) был объявлен открытый конкурс на лучшую книгу об истории и способах применения кавалерии. Комиссия в составе кавалерийского командира, генерал-лейтенанта Иосифа Гурко, профессора военной истории Николаевской академии Генерального штаба генерал-майора Афанасия Станкевича и капитана Генерального штаба Николая Сухотина выбрала книгу Джорджа Тейлора Денисона, канадского кавалерийского офицера с юридическим образованием. Над «Историей кавалерии» он работал главным образом в Санкт-Петербурге, был допущен в библиотеку и архив Генерального штаба.
С великолепной непосредственностью свой рассказ Денисон начинает с анализа Священного Писания, говоря, что в ранние библейские времена миром управляли патриархи, пропитания хватало всем, а войн не было. Антропологический экскурс доходит до времен появления колесниц, и автор цитирует «Илиаду», в русском издании использован перевод Гнедича: «В прах с колесницы он пал и ужасною тьмой окружился…» В главе о временах рыцарей автор повествует о любви с прямолинейностью военного: «Среди мужчин отмечается инстинктивное стремление проявить силу, храбрость и ловкость перед предметом своего обожания. Влияние любви стало вскоре преобладающим импульсом… [для того чтобы] приобрести славу… смелыми романическими приключениями».
Описанные Денисоном традиции западных армий закладывались еще во времена Крестовых походов. Из неорганизованной толпы, которая следовала за дворянами и монахами в поисках личной наживы и лишь иногда помогала в бою, крестоносцы пытались организовать регулярную пехоту. «Приставших к христианской армии нищих и отставших солдат привлекли для осадных работ, отдав под начало командира, названного «королем бродяг». За службу им платили из общей казны, и, когда они могли купить оружие и одежду, их принуждали вступить в регулярные войска. Так беспокоившие лагерь бродяги стали ценными вспомогательными войсками». В битве при Гастингсе, войнах между английским королем Генрихом II и французским Филиппом II, других сражениях Средневековья участвовали крупные формирования наемников. По окончании войны большая часть из них сбивалась в банды, терроризировавшие мирное население. «Наемные войска… являлись воинами во время войн и бандитами в мирное время… Самым значительным из всех лидеров таких банд стал англичанин сэр Джон Хоквуд… Его считают первым реальным военачальником в современном (профессиональном. – «НГ») смысле этого понятия». Чтобы занять бандитов, была придумана регулярная армия – короли выделяли феодалам на ее содержание отдельные деньги. Появляющиеся в наши дни сообщения о том, что современные американские офицеры пребывают в ужасе от солдат, которыми им приходится командовать, – неграмотных преступников и наркоманов, часто даже не граждан США, – могут вызвать удивление. Однако сущность европейских армий была ясна уже в конце XIX века.
Содержится здесь и короткая, почти энциклопедическая статья о казаках – «под началом Платова они превратились в упрямую и энергичную армию конников, равной которой не было ни в одной стране Европы». Статья написана, видимо, потому, что без нее книгу в русском Генштабе не стали бы и рассматривать. Петра I автор называет «одним из величайших полководцев в истории», хотя, как известно, первый русский император знаменит вовсе не этим.
В книгах подобного рода работа редактора просто необходима. Редактор «Истории кавалерии», например, напоминает о том, что Тиглатпаласар – ассирийский царь XI века до новой эры, по мнению автора, это всякому известно; о реальных потерях войск Наполеона, которые автор почему-то занизил, поправляет Денисона, когда он называет внука Чингисхана Батыя его сыном, приводит сведения о новейших исследованиях, которые в силу объективных причин не были известны Денисону. По большому счету редактор Елена Шведова может считаться почти соавтором нескольких исторических книг: «Восточный фронт» Алекса Бухнера, «Осада Будапешта» Кристиана Унгвари и других – ваш обозреватель насчитал их около десятка, – неустанно напоминая в примечаниях о реальных цифрах и событиях, которые европейские авторы порой беззастенчиво трактуют в свою пользу или меняют. Сделать иной тенденциозный труд респектабельно объективным невозможно, но редактор обязан позаботится об истине, и примечания компетентной Елены Шведовой, иногда по два-три на пяти страницах подряд, придают смысл самому факту издания той или иной «исторической» книги в России – иначе читатель, доверяющий автору, впал бы в заблуждение.