Размытое лицо может быть на портрете,
но – не в биографии. Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Николая Гумилева. 1909. ГТГ |
Биографии часто страдают однобокой трактовкой спорных фактов, повторениями, пережевыванием стереотипных представлений, выдвижением биографа на первый план, возникающим из-за превратных представлений автора о роли центрального персонажа. Вторую, дополненную и переработанную редакцию биографии поэта Николая Степановича Гумилева, написанную поэтом, историком литературы Валерием Шубинским, можно назвать как раз попыткой уничтожения мифологии, сложившейся вокруг имени Гумилева. Шубинский стремится использовать максимальное количество документальных сведений, подчеркивая их значимость, либо, напротив, прямо сообщая читателю о слабой надежности источника. Субъективность оценок, к счастью, не всегда обозначает пристрастность, а кропотливая работа с материалами редко ведет к размыванию образа персонажа и подмене аналитических суждений ворохом сомнительных гипотез.
Перед тем как пройти недолгий, но крайне насыщенный жизненный путь Николая Гумилева, ввести в текст знаменитых авторов, без которых невозможно представить себе творческие и личные отношения поэта, – Иннокентия Анненского, Александра Блока, Валерия Брюсова, Осипа Мандельштама, Максима Горького, создатель объемного и великолепно проиллюстрированного, в том числе цветными вклейками, труда счел необходимым в предисловии определить основной вектор исследования. Для Валерия Шубинского, известного не только биографическими книгами, но и многочисленными поэтическими публикациями, Николай Гумилев прежде всего уникальный, редкого дарования поэт, прошедший путь от романтической книги «Путь конквистадоров» до философской лирики «Огненного столпа», один из основателей акмеизма, переводчик, строгий, но справедливый критик и преподаватель, чьи советы помогли многим стихотворцам первый раз почувствовать настоящий творческий импульс, создатель «Заблудившегося трамвая», «Шестого чувства» и большого количества других, пусть и неравнозначных стихотворений.
Валерий Шубинский.
Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. – М.: АСТ; Corpus, 2014. – 736 с., ил. |
Шубинский в «Зодчем» увлеченно фиксирует насыщенную и яркую жизнь Гумилева, предлагая вместо сухих фактов наиболее любопытные сведения, и насыщает их не только собственными оценками, но и историческими, социальными, литературными экскурсами, так как без широкого контекста понять всю сложность, если не сказать загадочность, поэта Николая Гумилева нельзя. Любовь-сотворчество Гумилева и Анны Ахматовой, второй брак с Анной Энгельгардт, его знаменитые путешествия в Африку, Египет, жесткие споры с Валерием Брюсовым и Александром Блоком, дружба с Сергеем Городецким, позже ставшая враждой, неоднозначные отношения с Осипом Мандельштамом, дуэль с Максимилианом Волошиным, служба добровольцем в Первой мировой войне, множество стихов последнего периода, так и оставшихся черновиками, наконец, странная гибель, вызвавшая массу дискуссий и кривотолков...
Важно то, что Валерий Шубинский, обозначая вехи жизни Гумилева, не дает готовых ответов на все вопросы, а лишь подводит вдумчивого читателя к пониманию роли поэта в литературе Серебряного века и его значения для наших современников. И, пожалуй, можно сказать, что автор отлично справился с основными задачами биографической работы, показав действительное, вне идеологем и предрассудков, «лицо» Гумилева-поэта через его окружение, быт, историческую эпоху, взгляды и поступки и максимально точно передав характер этого сложного, но талантливого и отважного человека.