0
1845
Газета Non-fiction Интернет-версия

13.11.2014 00:01:00

Долгое возвращение

Тэги: война, беженцы, военнопленные, мигранты


война, беженцы, военнопленные, мигранты Бездомность – одна из главных метафор прошлого века. Аркадий Рылов. Грязная дорога. 1928. ГТГ 

В свое время Александр Блок в поэме «Возмездие» задался вопросом сравнения «железного» и «воистину жестокого» XIX века с ХХ. «Двадцатый век... еще бездомней,/ Еще страшнее жизни мгла/ (Еще чернее и огромней/ Тень Люциферова крыла)», – с сожалением заключил поэт.

Пожалуй, «бездомность» может быть одной из наиболее точных метафор минувшего столетия. Две мировые войны всколыхнули миграционные процессы, изменив этнически и социально карту мира.

Книга современного историка Первой мировой войны Ирины Беловой (Калуга) рассматривает судьбу беженцев и военнопленных, ставших неким – возвращаясь к стихам Блока – «пророчеством о нашем дне».

Историк пишет о беженцах из западных губерний Российской империи, о судьбе интернированных граждан центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, позднее Турции и Болгарии) и собственно военнопленных.

Чем был вызван отток гражданских беженцев (наиболее многочисленной группы)? Ведь по обычаю войны они не подлежали каким-либо репрессиям со стороны неприятеля. Более того, подобные акты рассматривались бы как варварство. Ведь уже грабежи солдат Карла XII во время Северной войны вызывали нарекания. Хотя, конечно, определенный процент насилия в армиях, увы, все-таки сохранялся.

Дело в том, что война 1914 года была первой полномасштабной мобилизационной войной. Сражались не кадровые, а призывные армии. Тем самым правительства стран, вынужденных в ходе кампании отдавать часть своей территории, стремились эвакуировать ее жителей, исходя не только из принципов гуманизма («своих не бросаем»), но и желая сберечь мобилизационный ресурс.

Белова подробно пишет об изменении положения беженцев и военнопленных после переворота 1917 года.

книга
Ирина Белова.
Вынужденные мигранты:
беженцы и военнопленные
Первой мировой войны
в России. 1914–1925 гг.
– М.: АИРО-XXI, 2014.
– 432 с.

Естественно, новой властью были распущены все дореволюционные организации по делам беженцев. В частности, оперативно созданный в сентябре 1914 года Комитет для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Интересно, что вместе с ними распустили и Центральное правление Всероссийского союза беженцев, избранное в ноябре 1917 года, и Советы беженцев, созданные уже в советский период. Боялись независимости стихийно возникших структур или стремились к некоей унификации?

Что же касается военнопленных стран центральных держав (к нам в плен попало около 2 млн человек), то они, как и граждане России, стали объектом коммунистической пропаганды. Последнее, наряду с общей разрухой и с желанием большевиков использовать их труд (не хватало профессиональных кадров) предопределило задержку в возвращении на родину. В данном случае недавние бойцы оказались такими же заложниками, как и жители новых государств, возникших на окраинах Российской империи. Уже к началу марта 1919 года советские спецслужбы приостановили рассмотрение ходатайств о выходе из российского гражданства для уроженцев всех местностей, кроме Польши и Финляндии.

Еще одной проблемой было отсутствие средств на нужды беженцев со стороны центральных властей. Как следствие, от голода и болезней, отмечает Белова, «по далеко не полным сведениям, собранным по 7 уездам из 12» Рязанской губернии в 1918–1919 годах умерли 460 беженцев. А в Жиздринском уезде с лета 1918-го по конец 1919 года – 300 человек (сведения также неполные).

Не менее «прохладное» отношение было и к собственным военнопленным. Около 600 тыс. возвратились самостоятельно. И примерно столько же усилиями советских государственных структур.

В итоге некоторые из беженцев и военнопленных вернулись лишь в 1925 году, спустя семь лет после окончания войны. Высокая плата за ошибки большой политики. Впрочем, за них всегда платит маленький человек. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
534
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
461
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
554
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
301

Другие новости