«Все в Микеланджело было несоразмерно» – так, почти скульптурно, заканчивает книгу о великом художнике известный итальянист и переводчик Александр Махов. Вернее, пробует ввести в какие-то видимые и осязаемые рамки эту бесконечность, вселенную: скульптор, живописец, архитектор, поэт!
Микеланджело!
Сколько бы о нем ни писали, все кажется мало. Этакая сердечная недостаточность, недосказанность гения.
Книга судьбы маэстро открывается эпиграфом из его стихотворения:
В искусстве не достичь
заветной цели,
Коль высший смысл земного
бытия
Умом пытливым мы
не одолели.
Александр Махов.
Микеланджело. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 598 с. (Жизнь замечательных людей). |
Умом Микеланджело не постичь. Если собрать всех микеланджеловедов, получится внушительная библиография. Самая ближайшая, пожалуй, новелла «Микеланджело» Дмитрия Мережковского. Сочинители ничего более оригинального не придумали, или все слова мелки перед этим титаном. Лишь Томас Манн прибавил: «Эротика Микеланджело». Интриги в изучении гения добавляют и слова самого Микеланджело: «О, скольких еще мое искусство сделает глупцами!»
В самом начале автор горько отмечает: «Как ни велико содеянное Микеланджело, мир за последние пятьсот с лишним лет не стал от этого добрее и лучше». Но так ли? И во времена мастера мир не был добрее и лучше, до него и после него. Нам из нашего далека только кажется, что эпоха Медичи во Флоренции – это такой золотой век, а ведь это семейство поднялось с самых низов благодаря ростовщичеству. И только потом, став олигархами и удерживая власть с помощью террора, Медичи благоприятствовали искусству. И все же мы ведь судим об эпохе не столько по тому, сколько человечество уничтожило себе подобных, а по горним вершинам свершений ее творцов.
Микеланджело – полная противоречий фигура художника, его сложный и даже вздорный, нелюдимый характер (terribile – ужасный) породили множество слухов, домыслов, небылиц.
Но книга не об этом, вернее, не только об этом. Биография Микеланджело – это эпос. Как и все итальянское Возрождение.
Александр Махов в который раз (он автор книг о Рафаэле, Тициане, Караваджо) вводит в курс, словно экскурсовод в музее итальянского искусства. Его голос внушителен, но негромок...
...Одно время на канале «Культура» известный искусствовед Паола Волкова читала лекции о художниках, направлениях, стилях. Так вот, Александра Борисовича просто-таки необходимо сослать на «Культуру» с его эпопеей. Ведь Микеланджело еще надо показывать!
Вселенную Микеланджело Александр Махов живописует с самого рождения, по крупицам, по атомам восстанавливая эпизоды, которые уже никто, кроме него, и не восстановит, развенчивает домыслы и небылицы: «Как и при первом посещении несколько лет назад, капелла произвела на Микеланджело гнетущее впечатление своей архаичной, первозданной пустотой… Но куда скроешься от Юлия? Перед художником стояла дилемма – собрав все силы, победить или потерпеть сокрушительное поражение и поставить на себе крест».
Это о Сикстинской капелле, которая – сложно себе это представить – еще пуста. Откуда Махов знает, что думал Микеланджело? – зададим каверзный вопрос автору. Догадался, наверное. Или, что вернее, Микеланджело сам ему подсказал.
Кого как не его, одного из самых крупных специалистов по искусству Италии, призвали всеблагие как собеседника на этот пир или вакханалию духа?!
Гете в свое время писал: «Сейчас я так захвачен Микеланджело, что после него охладел даже к самой природе, ибо мне недостает его всеобъемлющего зрения».
Пусть Микеланджело захватит в безумный плен искусства и вас.