Книга московского исследователя русской философии и политолога Бориса Межуева рассматривает цивилизационные коды двух отечественных модернизаций – периода Михаила Горбачева (1985–1991) и Дмитрия Медведева (2008–2012). Почему именно горбачевской и медведевской? Из-за их незавершенности.
В качестве примеров культурных символов «перестроек» Межуев выделяет в числе прочих фильмы Александра Кайдановского и творчество братьев Стругацких, Александра Солженицына и Михаила Горбачева. Естественно, Кайдановский или Солженицын несводимы только лишь к веяниям в политике, пусть даже широко затронувшим общественность («перестройка-1»), но, по справедливому утверждению автора, они выражают «острый невроз, рожденный неудачей нашего первого политического пробуждения, обусловленного в том числе и неготовностью советской интеллигенции к полноценному участию в политической жизни».
Именно поиском последней ценен, по мнению автора, Кайдановский. В своих фильмах он заострял внимание на вопросах культуры и религии (мэтр не успел осуществить замысел картины об Экхарте). Одновременно автор «Жены керосинщика» хотел их объединить через политическое начало место, где культура и религия могли не только снимать противоречия, но и продуктивно взаимодействовать.
Братья Стругацкие прочитываются Межуевым довольно оригинально. В общественном сознании отечественные фантасты всегда воспринимались как либеральные писатели. Этому в немалой степени способствовали и проблемы с цензурой, и публикация ряда текстов в издательствах русского зарубежья («Улитка на склоне» вышла в знаменитом «Посеве», а «Пришелец из преисподней» – в «Адвенте»). В свою очередь, Межуев убедительно доказывает, что писатели тяготели к просвещенному авторитаризму, подобному политике Юрия Андропова, которая предшествовала «перестройке-1».
Не менее интересно прочтение Александра Солженицына как «русского викторианца», то есть интеллектуала, который «отказывает власти в праве учить себя жить, однако при этом не отделяет себя от своего народа, от своей политической нации». Поэтому Солженицын «каждый раз почти мистическим путем уходил от Большой лжи».
По мнению автора, отечественная политическая эволюция неизбежно придет к «перестройке-3», лидер которой, стремясь избежать ошибок своих предшественников, окажется более смелым и жестким. Только на какие культурные коды ему придется опираться? И будут ли они вообще?