Пути книг непредсказуемы – в особенности тех, что рассказывают о странствиях. Травелоги, подражая дорогам и тропам, петляют, идут параллельными курсами, обрываются тупиками, зарастают травой забвения. Неожиданные встречи на таких путях-перепутьях не редкость.
Три представленные здесь книги дорожной эссеистики – словно три странника. Каждый из них «гуляет сам по себе», но пути их временами пересекаются. Поляк Мариуш Вильк восхищался «Островом» Василия Голованова (читал его на русском) и однажды познакомился с автором лично. Оба они – фанаты Русского Севера, и оба бывали гостями международного фестиваля книг о путешествиях в Сен-Мало. А это не просто прибрежный городок в Бретани, а настоящая европейская столица бродяг и романтиков. Многие корсары и мореходы-первопроходцы былых веков родом оттуда. Так, на побережье Канады первым из европейцев высадился шкипер именно из Сен-Мало. Теперь в этом городе регулярно встречаются те, для кого муза дальних странствий не просто красивый литературный образ, но спутница жизни.
Кстати, о Канаде. Тропами Лабрадора в 1980-е годы прошел знаменитый британский писатель-путешественник Кеннет Уайт, чьи книги, переведенные на многие языки мира, высоко ценят и Голованов, и Вильк. Последний даже решил 20 лет спустя повторить маршрут своего кумира – и сделал это в компании двух друзей-соотечественников, тоже заядлых искателей приключений.
По маршруту, описанному в своей любимой книге, движется и Жан Кокто. Увенчанный славой поэт и режиссер-новатор в 1936 году бросил вызов самому Жюлю Верну. Он доказал, что обогнуть земной шар за 80 дней нетрудно: главное не задерживаться на пересадках и не слишком увлекаться осмотром достопримечательностей. Правда, часть пути Кокто проделал на самолетах, которых во времена Филеаса Фогга еще не существовало. Ведь Верн наделил своих героев невозможной для той эпохи быстроходностью. Что ж, он ведь не только ученый-географ и неутомимый путешественник, но и великий фантаст.