Книга англиста Ксении Атаровой «Лоренс Стерн. Жизнь и творчество», как утверждают издатели, является первой большой работой о Лоренсе Стерне, опубликованной на русском языке. Фигура Стерна и его произведения во все века вызывали яростные споры, а сторонники и противники автора «Тристрама Шенди», «Сентиментального путешествия» скрещивали словесные мечи в многочисленных дискуссиях. Вот лишь два противоположных отзыва о знаменитом писателе XVIII века: «Стерн говорит, что живейшее из наших наслаждений кончится содроганием, почти болезненным. Несносный наблюдатель! Знал бы про себя; многие того не заметили б» (Александр Пушкин). «Это великий шут, а не великий юморист. Он действует последовательно и хладнокровно; раскрашивает свое лицо, надевает шутовской колпак, стелет коврик и кувыркается на нем» (Уильям Теккерей).
Ксения Атарова.
Лоренс Стерн. Жизнь и творчество. – М.: Б.С.Г. – Пресс, 2014. – 416 с. |
Биография Стерна внешне не слишком богата событиями: родился в 1713 году, написал два больших романа, был священником, опубликовал несколько томов проповедей, как и художественная проза Стерна, пользовавшихся громким, хотя и неоднозначным успехом. Принимал участие в английской политической жизни, путешествовал по Италии и Франции, отличался веселостью и оптимизмом, что нашло отражение в его произведениях. Семейная жизнь писателя в целом не сложилась, но, несмотря на многочисленные увлечения, Лоренс Стерн постоянно поддерживал связь с женой и дочерью, помогая им деньгами и поддерживая добрыми советами. Умер в 1768 году, после продолжительной мучительной борьбы с туберкулезом.
Тем не менее за набором сухих биографических данных читатель может увидеть многогранную и необычную личность, вдохновившую широчайший круг авторов – от классиков-реалистов (Лев Толстой, Чарльз Диккенс) до модернистов XX века (Вирджиния Вулф, Джеймс Джойс). Ксения Атарова проводит читателя по всем укромным закоулкам жизни и творчества Лоренса Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», плод семилетнего труда автора, настолько опередил свое время, что до сих пор и читатели, и критики находят в этом тексте все новые «темные места». Книга «Сентиментальное путешествие», прародитель путевых очерков Александра Радищева и Николая Карамзина, написана иначе – сделан больший акцент не на искрометный юмор, а на лиризм.
Биография Стерна, помимо стройности изложения, отличается вниманием к мелким подробностям жизни писателя, а иногда демонстрирует общепризнанные факты с другого ракурса. Например, когда в начале 1767 года Стерн влюбился, то он написал немало писем замужней красавице Элайзе Дрейпер, объекту своей поздней, и потому особенно страстной любви. В отличие от игривых посланий мимолетным возлюбленным в своих новых письмах Стерн серьезен: «Не знаю, как это случилось, – но я наполовину в Вас влюблен – следовало бы влюбиться полностью – ведь я никогда так не ценил (и не находил ни в ком более хороших качеств, чтобы ценить) – и никогда столь высоко не ставил ни одну женщину, как ставлю Вас». Так, из обрывков писем, свидетельств современников, исторических и литературоведческих работ складывается образ Лоренса Стерна – одного из самых ярких, талантливых и до сих пор не до конца изученных авторов своего времени.