Синтез европейских и азиатских элементов общественной жизни является отличительной чертой не только российской истории, он скорее присущ всем евразийским цивилизациям и представляет собой универсальную закономерность в развитии континента.
Анализу истоков евразийства, динамике трансформации этого понятия и, наконец, современным воплощениям евразийских идей и посвящена книга. Столь масштабный труд посвящен 20-летию выступления Нурсултана Назарбаева в МГУ им. М.В. Ломоносова 29 марта 1994 года. Это неудивительно, ибо именно в Казахстане евразийство отвечает основным задачам государства: выработать государственную идентичность, найти свое место в Центрально-Азиатском регионе и выйти на создание более широкого объединения в масштабах континента – Евразийского союза.
Приветственные слова к книге написали президенты России и Казахстана Путин и Назарбаев. Книга состоит из четырех глав и двух приложений-хрестоматий: одной – по истории развития евразийской мысли и второй – по международным отношениям на евразийском пространстве.
Первая глава рецензируемого издания называется «Цивилизация и евразийское пространство» и посвящена в основном вопросам зарождения и развития представлений о евразийской общности в традиционных обществах Старого Света (Византийская, Монгольская, Российская и Османская империи).
Основным этапам становления и развития классического евразийства посвящена вторая глава. По мысли авторов книги, евразийские идеи начинают зарождаться в общественно-политической мысли России уже XVI веке и, развиваясь в русле попыток преодолеть европоцентристский взгляд на историю нашей страны, формулируются в XX веке в законченное философско-политическое учение.
Третья глава целиком посвящена историческим примерам взаимодействия тюркского и славянского миров континента, взаимоотношениям двух стран, которые стали ядром евразийской интеграции, – России и Казахстана.
Наконец, в четвертой главе говорится о современной политической практике и воплощении в ней евразийских идей Нурсултана Назарбаева.
Новая монография о евразийстве впервые в мировой науке не просто соединяет живую политическую действительность с историей Евразии и теорией классиков евразийского движения, но и наглядно показывает, что нового в эту теорию привнесли современные евразийские лидеры, и в частности ключевая фигура современного евразийства – Нурсултан Назарбаев.
С точки зрения изложения концептуального подхода хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, следовало бы уделить больше внимания неклассическим евразийским концепциям. Скажем, Исмаил Гаспринский и его идея о тюрко-славянском синтезе заслуживает более подробного анализа в силу того, что она оказала гораздо более сильное влияние на развитие современных евразийских идей, чем принято думать.
О евразийстве писали много, однако рецензируемое издание, пожалуй, первое исследование, в котором комплексно исследованы истоки этой концепции, ее историческое развитие, а также современные политические воплощения этой идеи.
Уверена, что на долгие годы именно оно станет основой наших представлений об истоках и современной практике евразийской мысли. Более того, авторы книги замечают, что современная концепция евразийства далека от окончательного оформления и только обретает свое историческое лицо. В любом случае книга «Евразийство: истоки, концепция, реальность» становится важным этапом в этом обретении.