Живы традиции – живо и казачество. Иллюстрация из книги
Историю казачьего вопроса авторы книги знают не понаслышке: профессор Игорь Бондаренко руководит Всеказачим союзом Словакии, Йозеф Долейши является первым заместителем атамана Всеказачьего союза Чехии.
В книге превалирует географический подход к описанию заявленной темы – редкость для подобных работ. На основе архивных документов детально рассказывается о пребывании казаков в Центральной Европе с середины XVIII века до наших дней.
Тема казачества находилась в многолетнем плену забвения. Сегодня ею занимаются авторитетные ученые, издаются специальные энциклопедии, посвященные этой теме. Однако представленное издание в своем роде уникально: не так уж часто исследуются проблемы вынужденной эмиграции казаков после Гражданской войны в России (1917–1922). Казаки сумели сохраниться в новой для себя среде как единая общность вопреки существовавшим среди них и порой весьма серьезным различиям. «Эта книга наверняка станет одной из самых заметных научных публикаций, которая будет полезной не только историкам, но и специалистам в других областях знаний. Нужно воздать должное авторам за подробный анализ темы, за то внимание, с которым они исследуют отношения между людьми», – отмечает во введении к монографии американский профессор Тодд Лефко.
Повествование начинается с 1735 года, когда русское войско в соответствии с принятыми союзническими обязательствами пришло на помощь в войне с Францией австрийским Габсбургам, в состав государства которых входили в то время Чехия и Словакия: «Жители Чехии и Моравии встретили русские войска с нескрываемым любопытством. «Москвитян» они видели впервые, но вскоре стали проявлять по отношению к ним симпатии и благорасположение».
Игорь Бондаренко,
Йозеф Долейши. Летопись казачества. Казаки в Центральной Европе. – Братислава: Европейский Центр изобразительных искусств, 2014. – 536 с. |
Отмечена и отвага казаков, которую они проявляли не только на полях сражений, но и спасая мирных граждан. Например, известный случай: в окрестностях южноморавского города Зноймо в современной Чехии в феврале 1799 года во время наводнения казаки спасли более 150 местных жителей. Причем от какого-либо вознаграждения за свой подвиг наотрез отказались.
Во время массовой эмиграции казаков из охваченной Гражданской войной России на Чехословакию (о которой, собственно, и идет речь в книге) пришлось около 30 тыс. русских эмигрантов. Правда, Франция и Германия приняли значительно больше – согласно официальным данным, 400 тыс. и 100 тыс. соответственно. Однако ни в одной из стран, кроме Чехословакии, на государственном уровне не действовала специальная программа помощи русским эмигрантам. «Правительство (Чехословакии) в июле 1921 года выпустило специальное распоряжение об организации Русской акции помощи (РАП), патронаж над которой осуществлял сам президент Томаш Масарик».
Авторы подробно описывают меры чехословацкого правительства по адаптации казаков. Конечно, многие эмигранты рассматривались в качестве дешевой рабочей силы в сельском хозяйстве. Но при этом на территории Чехии и Словакии повсеместно возникали казачьи общины (станицы) и организации, которые содействовали интеграции казаков в чешское общество, и многие эмигранты получали высшее образование. Особое внимание в монографии уделено деятельности многочисленных казачьих союзов, действовавших в своем большинстве как некие профсоюзы в 1920–1930-е годы.
Мюнхенский сговор 1938 года Великобритании, Франции, Германии и Италии положил фактически конец независимому существованию Чехословакии. Малоизвестный факт, который приводят Бондаренко и Долейши: казаки были готовы сформировать добровольческий полк для защиты своей второй родины. Правда, этим планам не суждено было сбыться из-за позиции тогдашнего руководства страны.
Авторы не оставляют без внимания и темные пятна в истории казаков – их сотрудничество с гитлеровскими оккупантами и различными спецслужбами нацистов. Так, трагическим примером их преступлений стала карательная операция в Закржове и Пршеставалках. Долгое время историки полагали, что к преступлению причастна власовская Русская освободительная армия (РОА). Однако авторы на основе документальных данных и свидетельств очевидцев показывают, что массовые убийства мирных граждан были совершены казачьим батальоном, воевавшим в составе вермахта. Вместе с тем в монографии немало примеров массового героизма казаков в годы Великой Отечественной.
В книге много уникальных фотографий, гармонично дополняющих повествование и воссоздающих эпоху. А факт, что монография издана в билингвальном варианте – на русском и английском, делает ее более востребованной в научной среде.