0
3318
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.05.2014 00:01:00

Певец «нравственной оседлости»

Тэги: москва, краеведение, история, сигурд шмидт


москва, краеведение, история, сигурд шмидт Смотришь порой с балкона, а там – Москва… Фото Евгения Лесина

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев умел находить точные слова. Именно ему принадлежит термин «нравственная оседлость». Врастание в духовные традиции как своих предков, так и, естественно, в места и края, где ты живешь. Нравственность, определяющаяся «любовью к родному пепелищу, к отеческим гробам». Мне кажется, нет сомнений, что все годы после смерти Лихачева был человек, который во многом, насколько это было возможно, заменил его и выполнил ту общественную роль, которую Дмитрий Сергеевич играл в нашем обществе. Я имею в виду Сигурда Оттовича Шмидта, который тоже собой олицетворял эту «нравственную оседлость».

У него было много званий и титулов. Академик РАО, советник РАН, заслуженный профессор РГГУ, главный редактор «Московской энциклопедии». Более тысячи статей, книги, бесчисленные просветительские выступления, редактура книг и справочников. Казалось, он ни секунду не мог прожить без работы. А еще за почти 70 лет преподавательской работы он оставил множество учеников, многие из которых стали гордостью российской и мировой науки.

Бродский говорил об Ахматовой: «Она одним поворотом головы превращала Вас в homo sapiense». Абсолютно то же можно было сказать о Сигурде Оттовиче.

книга
Сигурд Шмидт.
История Москвы
и проблемы москвоведения.

– М.: Книжница-Русский Путь, 2013.
– 576 с.

Трудно измерить, сколько памятников архитектуры было спасено благодаря его участию, сколько бесценных документов опубликовано. Председатель Археографической комиссии, главный редактор «Археографического ежегодника, председатель Союза краеведов России, он неустанно бился за сохранение исторической памяти. В самые трудные годы «пробивал» издание источников, связанных с православием или «сомнительными именами». Мало кто знает, что именно благодаря Сигурду Оттовичу в новейшее время было возвращено все значение Арбата как важнейшей социокультурной общности Москвы, как заповедника памяти о лучших людях нашей страны.

Москва вообще была его безмерною любовью. Все 92 года своей жизни он прожил в Кривоарбатском переулке, возле знаменитого конструктивистского дома Мельникова. Совсем рядом – памятник Булату Окуджаве: к тому, чтобы появилась эта скульптурная группа, Шмидт приложил немало сил. Как и что в течение многих лет писал Сигурд Оттович о Москве, сегодня можно узнать из его книги. Причем это только первая книга, намечено издание второго тома.

Перед нами – панорама разнообразных статей и исследований, написанных этим замечательным человеком в разные годы. Здесь и работы по изучению источников времен Московской Руси, и материалы по истории Кремля и его музеев, и заметки о московском детстве Пушкина, и изумительный рассказ о пушкинском празднике 1880 года, когда со своей знаменитой речью выступил Достоевский. Много пишет автор о московских архивах, о новой дисциплине – москвоведении, об истории создания Исторического музея, о создании академиком Тихомировым Археографической комиссии. Снова рассказывает о спорах вокруг появления «Слова о полку Игореве» и размышляет о роли студенческого кружка источниковедения, который возглавлял более полувека. Вновь и вновь возвращается к роли краеведения в воспитании нового поколения, настаивая, как много значит формирование исторического сознания и любви к родным местам. Конечно, пишет о московских просветителях как ХVIII и XIX века, так и о тех, кто жил недавно, например о профессуре МГУ. Еще и еще раз напоминает о значении Марины Цветаевой и ее отца, великого создателя Музея изобразительных искусств Ивана Владимировича Цветаева.

Особенно выделяется в сборнике большое исследование «Арбат в истории и культуре России». Сигурд Оттович рассматривает историю великой улицы и ее окрестностей с давних времен, с 1493 года, когда в летописи был упомянут «пожар на Орбате». Он прослеживает пути создания дворянских усадеб, складывание этой удивительной общности людей высокой, ныне почти исчезнувшей культуры, которую впоследствии Булат Шалвович воплотил в слово «Арбатство».

Шмидт приглашает нас на прогулку по километру Арбата и множеству окружающих его переулков. Словно всполохи, высвечиваются имена самых разных людей, здесь живших. И Герцен, и певец старой Москвы Борис Зайцев, доживший в Париже до 92 – того же последнего рубежа, что и Шмидт. И, конечно, Пушкин, проведший здесь детство, ведь именно из дома на перекрестье Большой Молчановки и Борисоглебского его увезли в Лицей в 1811 году. И венчался он в этих местах, и первая квартира его после женитьбы также была на Арбате.

Мы узнаем об адресатах пушкинских московских друзей, о революционерах и государственных деятелях, живших на Арбатской стороне. Бездонная память Сигурда Оттовича возвращает нам имена московской интеллигенции – врачей, учителей, исследователей, также связавших свою жизнь с Арбатом.

Все работы Шмидта написаны ясным, прозрачным языком, в обрамлении многочисленных ссылок на использованные источники – книги, архивные документы, иногда устные воспоминания. Ведь за свою жизнь он знал столько выдающихся людей, и они очень любили его. Человека, ставшего живым мостом между культурой прошлого и современностью. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
996
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
628
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
439
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
620

Другие новости