Авторы коллективной монографии поставили перед собой непростую задачу: исследовать процессы модернизации в странах Латино-Карибской Америки (ЛКА) за прошедшие два десятилетия и дать оценку новому поколению стратегий их развития. Материал в книге подается в основном в виде обзоров (case-studies) по ведущим странам – Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, Перу и Чили. Это представляется естественным, поскольку рассматриваемые макроэкономические, институциональные и технологические сдвиги определяются модернизационной практикой конкретных государств. Вместе с тем дается и некое обобщенное представление об основных направлениях процесса модернизации в странах ЛКА, в частности в первых главах книги.
Очевидная заслуга авторов состоит в том, что они не стремятся представлять картину процессов модернизации только в розовых или, наоборот, черных тонах. Показаны объективные результаты широкого спектра реформ институционального характера, направленных на укрепление национальных инновационных систем и повышение эффективности научных исследований и разработок. Отражены успехи стран ЛКА в освоении телекоммуникационных и информационных технологий, развитии электронного управления и бизнеса, формировании кластеров предприятий, развитии бизнес-инкубаторов и технопарков. Одновременно показано, что общий размер расходов на НИР явно недостаточен. Латиноамериканские компании не сумели занять прочных позиций на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Устойчивые связи между государством и национальным корпоративным сектором еще не сложились. Результаты национальных научно-технических разработок не пользуются спросом у местных фирм, предпочитающих зарубежные технологии.
По ходу исследования авторы приходят к важному выводу об ограниченности постулатов популярной в XX столетии модели «догоняющего развития», делавшей ставку на наращивание промышленного потенциала стран. В нынешних условиях задачи реиндустриализации должны сочетаться со стратегическими целями приоритетного развития науко- и информационноемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, формирования национальных инновационных комплексов, совершенствования систем подготовки квалифицированных кадров. Это неизбежно предполагает две на первый взгляд взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, более активное включение латиноамериканских предприятий в глобальные производственные цепочки. С другой – консолидацию усилий государственных институтов, частных корпораций, университетов и научных центров, малого и среднего бизнеса на решение задач стратегического прорыва в области инноваций. В свете современных теорий первая тенденция получила выражение в понятии «новое включение», которое предполагает завоевание конкурентных ниш на мировых рынках. Вторая – «инклюзивный бизнес», призванный ускорить переход к новому формату государственно-частного партнерства при активном участии научного сообщества и системы образования.
Несмотря на определенную общность целей, модели модернизации каждой из стран сугубо индивидуальны. Авторы располагают их между двумя «полюсами». На одном – ассоциативная модель Мексики, которая ориентирована на рынок США и во многом использовала инновационные возможности, открывшиеся перед ней после вступления в НАФТА. Результатами стали появление третьего поколения сборочных предприятий «макиладорас» и скачкообразный рост мексиканского средне- и высокотехнологичного промышленного экспорта, а следствием – значительное усиление зависимости состояния мексиканской экономики от конъюнктуры североамериканского рынка. Бразильская модель, наоборот, ориентирована на большее использование внутренних резервов, стимулирование развития национальных секторов информатики, авиакосмической техники, нано- и биотехнологий. Чили за два десятилетия сделала важный шаг по переходу к модели современной сервисной экономики и начала осваивать новые ниши на международных рынках. Колумбия осуществила рывок в информационную экономику. Достижения Аргентины и Перу оказались скромнее в связи с сильной привязкой к традиционной экспортной модели, но эти страны также наращивают инновационный потенциал.
В монографии показано, что государства ЛКА находятся еще в самом начале пути к преодолению традиционной зависимости от импорта зарубежных технологий. Поэтому важнейшим направлением внешнеэкономической политики латиноамериканских стран становится развитие международного научно-технического сотрудничества. В перспективе открываются принципиально новые возможности производственно-технологического сотрудничества в рамках трансконтинентальных объединений (БРИКС).