И звери, и семисвечники... Иллюстрация из книги
Эта на редкость нарядная книга-альбом появилась в результате выставки в Одесском доме-музее имени Н.К. Рериха картин известного израильского художника и скульптора Виктора Бриндача. Его работы – картины, скульптуры, витражи – можно видеть и на пространстве от Иркутска и Тайшета до самой до Москвы. Как пишет во вступительной статье директор музея Елена Петренко: «Все 13 живописных произведений цикла «Двенадцать колен Израилевых» и «Портрет седого раввина» были переданы в дар музею художником по инициативе Галины Подольской – писателя, поэта, драматурга, искусствоведа, проживающей в Израиле с 1999 года. Настоящее издание – совместный проект для создания международных культурных связей и обмена между Украиной и Израилем, а также другими странами».
Сам Виктор Бриндач отмечает, что когда Галина Подольская предложила ему подумать над темой «Двенадцать колен Израилевых» на сюжет «Благословения Иакова», он стал досконально изучать материал, увлекся – и нашел «визуальный ход объединения цикла камнями в нагруднике первосвященника».
Действительно, вспомним фронтового корреспондента Иудейских войн Иосифа Флавия: «Мне хочется рассказать нечто... а именно, что Бог провозглашал победу в битве с помощью двенадцати камней, носимых первосвященниками на груди в нагруднике». По преданию, камни источали сияние, от них исходил свет – они были самоцветны. И в недюжинных судьбах двенадцати сыновей Иакова каждый самоцвет имел символическое значение. Учит мастеров Книга Исхода: «Первый ряд сделай из сардоникса, топаза и карбункула, и второй ряд сделай из изумруда, сапфира и алмаза, и третий ряд из гиацинта, агата и аметиста, и четвертый ряд из берилла, оникса и яшмы...»
Виктор Бриндач,
Галина Подольская. Камни двенадцати колен Израилевых. – Иерусалим–Одесса, 2014. – 60 с. |
Эти драгоценные камни композиционно по цвету и смыслу объединяют данный цикл станковой живописи Бриндача. При этом образная ткань сопутствующего текста Подольской весьма помогает читателю вникнуть в фантастические реалии книги. Галина Подольская вообще обладает завидным качеством – говорить о сложных, многослойных художественных вещах не заумно вещая, а языком чистым, ясным, стилем стройным, строго логичным.
Виктор Бриндач – художник глубокий, эпический, фабульный. Каждый воплощаемый им сюжет – своеобразный театр, некий первичный «Глобус» с персонажами из Пятикнижия. Предметы на его полотнах, по точному замечанию искусствоведа, эмоционально связаны и понятийно насыщенны: предпосланная история, определенный месяц еврейского календаря, зодиакальное созвездие, самоцвет, знамя, эмблема колена. Этакое творческое послание от авторов книги: время собирать разбросанное и утерянное.
Читая Галину Подольскую и вглядываясь в озвученные ею картины Бриндача, ощущаешь, как мотивы танахического повествования постепенно сплетаются полифонически – таким образом, пред нами издание не только просветительски-интеллектуальное, но и музыкальное, натуральный, в конце концов, альбом-концерт на два талантливых голоса: Бриндача и Подольской.