Книга Андрея Журбина, в основу которой легли материалы кандидатской диссертации «Интертекстуальность творчества Леонида Губанова» (2006), адресована не только филологам и лингвистам, но и широкому кругу поклонников творчества одного из самых известных поэтов андеграунда 60–70-х, кумира московской богемы, чья жизнь и творчество оборвались рано, в 1983 году, в возрасте 37 лет.
Наукообразие названия первоисточника и некоторый избыток специальных терминов могут насторожить, но не стоит пугаться. Андрей Журбин тщательно поработал с текстом исследования, сделав его доступным вдумчивому читателю. Со старанием пытливого ученого и писателя он покопался в архивах, побеседовал с друзьями и современниками поэта, провел блестящий текстологический анализ стихотворений Леонида Губанова, составил подробную библиографию. Влияния (порой неосознанные), аллюзии, скрытые цитаты – филолог не упустил ничего! И в результате даже далекие от филологической науки люди могут представить, какую роль в творчестве поэта сыграли Пушкин и Лермонтов, Есенин и Маяковский, Андрей Белый и Гумилев, Пастернак и Цветаева, Хлебников и Рембо. (В те далекие годы безумной популярности Губанова называли российским Рембо, имея в виду сходство биографий и мотивов творчества.)
В июне 1964-го вышел 6-й номер журнала «Юность», в котором впервые опубликованы были произведения Фридриха Горенштейна, статья о юной художнице Наде Рушевой с ее рисунками, стихи Николая Рубцова, Александра Аронова, Александра Юдахина, Аллы Ахундовой. И 12 строк Леонида Губанова, озаглавленные «Художник». Это были два искусственно сращенных отрывка из поэмы «Полина», которые якобы отстоял член редколлегии «Юности» Евтушенко. Так ли это или не так, но реакция на публикацию юного поэта была совершенно неадекватной: «Крокодил», «Литературная газета», «Наш современник» и даже сама партийная «Правда» (!) откликнулись разносными рецензиями. Губанова ругали за содержание – «опустошенное, бездушное «я», преувеличения для эффекта и др. В самом деле, как можно было в советские времена писать о художнике: «И умирать из века в век на голубых руках мольберта»? Как это – умирать? Советский художник должен был творить во славу многонационального народа, строившего социализм, прославлять его трудовые свершения, а тут какой-то самоучка, школяр пишет – «умирать»…
Андрей Журбин. Отраженье зеркальных профилей: З аметки о жизнетворчестве Леонида Губанова. – Астрахань: Изд.-полиграф. комплекс «Волга», 2013. – 164 с.
|
Словом, скандал. А тут еще Губанов со своими единомышленниками, такими же бесшабашными ровесниками-поэтами, прозаиками, художниками, организует Самое Молодое Общество Гениев. Акции и манифесты «молодых гениев» были по тем временам невероятно вызывающими, антисоветскими по форме и содержанию. Тут уж сам «румяный комсомольский вождь» взбеленился и обозвал ребят обормотами и бездельниками. Дорога к публикациям была перекрыта – и, кажется, навсегда.
В 1983 году Леонид Губанов, бессознательно (а может, сознательно?) стремившийся к самоуничтожению в установленный для себя срок – 37 лет, ушел из жизни. А вскоре на волне горбаческой перестройки хлынул поток публикаций – стихов Губанова, воспоминаний о нем. В 1992 году вышла в свет и моя книжка «Профили на серебре. Повесть о Леониде Губанове», в связи с которой теперь Андрей Журбин написал мне: «Рад сегодня вернуть Вам старый долг – заплатить за «серебряные профили» «зеркальными осколками».
Книжка моя, при всем ее несовершенстве и всяческих недостатках, стала как бы капсюлем взрыва – научных исследований, публикаций, изданий губановских сборников, благо времена изменились кардинально…
И вот – «Отраженья зеркальных осколков» Андрея Журбина. Блестящая работа, обнаруживающая истинную любовь к поэзии, научную корректность, великолепный подбор иллюстраций (живописных работ Леонида Губанова, его архивных снимков). Хотелось бы, чтобы книжка попала в руки и обогатила тех, кому интересны судьбы поэтов советского андеграунда, гениев полуподпольного творчества, не принимавших каноны соцреализма, избравших путь художнического изгойства и гибели…