0
3332
Газета Non-fiction Интернет-версия

20.03.2014 00:01:00

Современный столпник

Тэги: табенкин, мысли художника


табенкин, мысли художника

Тихая радость и покой...Илья Табенкин. Натюрморт № 3. Иллюстрация из книги

К 100-летию замечательного художника – автора загадочных натюрмортов – наконец-то дождались масштабной выставки в Московском музее современного искусства. А также выхода небольшой изящной книжечки, которая необыкновенно расширяет и углубляет контекст разговора об Илье Табенкине (1914–1988).

Книжка только-только вышла, а датой выхода значится прошлый год – след многолетней кропотливой подготовки издания. Честно говоря, думалось, что эта книжка не выйдет никогда! На такой «пессимизм» настраивало общение с составителем. В беседе с ним я вскользь обмолвилась о крошечной статье Леонида Бажанова, посвященной Табенкину и прочтенной мною много лет назад, о знакомстве художника с композитором Григорием Фридом и музыкантом Михаилом Воскресенским. И вот последующие несколько лет составитель «охотился» за статьей Бажанова (пока так и не нашел!), беседовал с Воскресенским, отыскивал мемуары Фрида о Табенкине… Ему хотелось найти все! Но эта кропотливость и дотошность, которые несколько даже раздражали, дали превосходный результат – максимальный охват ближайших друзей и знакомых художника, а также подробнейший комментарий, выстраивающий панораму российского искусства 1960–1970-х годов. Да даже и искусства поколения «учителей» – замечательных довоенных живописцев. В книге неоднократно упоминаются Михаил Соколов, узник ГУЛАГа, один из важнейших учителей художника, Роберт Фальк и Александр Тышлер, на которых Табенкин всю жизнь равнялся.

В книге и впрямь есть что комментировать! Положение Ильи Табенкина в московском искусстве 1960–1970-х годов было парадоксальным. Об этом хорошо сказал Бажанов в беседе с составителем. Радикальные художники из андеграунда Табенкина не замечали. Он был не из их «тусовки». Но и в МОСХе его считали чужаком, художником «второго» ряда. Искусствовед Александр Морозов, автор каталожной статьи единственной московской персональной выставки художника, признался, что у него даже возник в свое время такой синдром – на выставке московских художников он отыскивал самый неудобный угол и обнаруживал натюрморт Табенкина.

Близкий друг Ильи Львовича, художница Екатерина Григорьева, вспоминает, как в 1988 году им обоим морозной зимней ночью «выкинули» из какого-то сарая непринятые московским выставкомом картины, и они, два немолодых человека, потащили их домой. Я помню Илью Львовича, который пришел ко мне в гости (его мастерская была над моей квартирой) совершенно больной, задыхающийся. Я тогда подумала, что он привез картины после закрытия выставки. А их, оказывается, просто не взяли! Через несколько дней Илья Табенкин умер.

Так что же, сплошной минор? Был, конечно, и минор, но больше какой-то наивной детской радости, до которой так был охоч этот немолодой, с детства горбатый человек, успевший до войны посидеть в сталинской тюрьме. Тихая радость и покой наполняют и его таинственные натюрморты. Да ведь и само положение «между станами» – знак подлинной талантливости, неподвластной «тусовочным» интересам. И это ощущение «дара» не могло не греть! Все близкое окружение, сливки творческой интеллигенции Москвы, высоко ценило его талант. (И книга это демонстрирует!)

книга
Илья Табенкин.
Мысли художника.
Свидетельства родных.
Воспоминания современников /
Сост., интервью,
подготовка текста и комментарии
М. Дзюбенко.

– М., 2013. – 346 с.

Много внимания в книге уделено громкому аукциону «Сотбис», проходившему в Москве в 1988 году, на котором Илья Табенкин оказался единственным пожилым участником. Это был миг его торжества. В квартире, как говорила его жена, замелькали «лорды». Впрочем, надежды на Запад оказались эфемерными. Художница Ирина Затуловская, хорошо знавшая Илью Львовича по творческим семинарам в Тарусе, пишет, что выставлялась в лондонской галерее Мэтью Бауна, который выставлял и Табенкина. И что же? Выставка художника никого не заинтересовала. Баун объяснил это «непостижимой силой рынка».

Но Илья Табенкин, к счастью, никогда и не возлагал надежд «на рынок» или, положим, на государственные закупки. Пианист Михаил Воскресенский хорошо запомнил, что Табенкин был вне денежных расчетов («деньгами не интересовался и картин не продавал»). Это, конечно, не совсем так. Надо было зарабатывать на жизнь. Но важнейшим приоритетом оставалась творческая составляющая и личное отношение к тому, кто «приценивался» к его картинам. Об этом хорошо рассказывает в серии смешных и грустных историй о Табенкине коллекционер и художник Аннамухамед Зарипов, собравший большую коллекцию работ мастера. Табенкин его ценил, поэтому брал с него за картину по минимуму. Неимущим, каким в то время был Бажанов, он свои картины просто дарил. Кстати, дарил и мне, и многим другим своим друзьям.

Этот внешне слабый человек был в искусстве, как назвал его художник Юрий Злотников, подлинным «столпником», мужественно отстаивающим приоритеты таланта и подлинности, а не моды и рынка.

В книгу помещены письма к нему его матери и сестры, приоткрывающие трагические эпизоды военной жизни молодого «Илюши». Без самоотверженной любви матери, отправившей его учиться живописи в военный Самарканд, Табенкин едва ли состоялся бы как художник. Эта нота любви и самоотверженности пронизывает всю книгу.

Любовь и талант в этой семье как бы передаются по наследству, чему примером служит сын художника – Лев Табенкин, написавший прекрасные воспоминания об отце. Об удивительных отношениях отца и сына, двух замечательных художников, размышляют почти все авторы книги. И это, может быть, самый впечатляющий урок – пронесенный сквозь время, через трагические изломы истории, – факел любви и живого искусства!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1035
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
962
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1928
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2322

Другие новости