Людмила Кузнецова-Бурлюк, Давид Бурлюк и Марианна Фиалова, Прага. 1957. Иллюстрация из книги
В наши дни, когда, казалось бы, поиск реликвий культуры уже почти поставлен на поток, вероятность неожиданных, непредвиденных открытий вне целенаправленных поисков музеев, галерей и аукционов и коллекционеров становится все менее вероятной. Тем неожиданнее стала находка одесского издателя и историка литературы и искусства, фантастически влюбленного в свой город Евгения Деменока. Имея только сведения, что сестра Давида Бурлюка Людмила, также замечательная художница, умерла в Праге, он спокойно отправился в город на Влтаве. И после разговоров с несколькими людьми, хорошо знавшими русский круг в столице Чехии, Деменок оказался возле дома, на одном из звонков которого была надпись: «Фиаловы». Результатом стала находка огромного количества неизвестных фотографий и записей Давида Бурлюка, рисунков и картин его сестры Людмилы и других бесценных материалов. А потом – появление изящного альбома-книги «Новое о Бурлюках», где Деменок описал все свои поиски и найденные сокровища.
Евгений Деменок. Новое о Бурлюках.
– Коло: Дрогобыч, 2013, – 200 с. |
Перед нами продолжение лучших традиций Ираклия Андроникова и Натана Эйдельмана. Увлекательный рассказ о находках шедевров прошлого и о судьбах людей, их сохранивших сквозь все перипетии «Века-Волкодава». Фигура Давида Бурлюка, «одноглазого стрельца», короля эпатажа, друга Маяковского, человека, выстраивавшего свой образ до последних дней, сегодня стала одним из символов футуризма, разрушения и выживания за счет яростной энергии поиска нового во времена слома старого уклада и рождения другого искусства. Его картины и рисунки продаются на аукционах за бешеные деньги – слишком многое он сумел отразить в своих работах. Но намного меньше мы знаем о сестрах художника Марианне и Людмиле, также участницах футуристических действ.
В 1918 году Давид Бурлюк с семьей оказался отрезанным от родных мест взбунтовавшимся корпусом чешских легионеров. Бурлюки пустились по Сибири, потом по Дальнему Востоку, устраивая свои «поэзоконцерты» и зарабатывая порой малопонятными для публики представлениями и выставками. Именно тогда, во Владивостоке, сестра Бурлюка Марианна познакомилась с молодым художником Вацлавом Фиалой, будущим знаменитым иллюстратором Пушкина и председателем Ассоциации чешских графиков. Далее все они добрались до Японии, где Вацлав и Марианна обвенчались в православной церкви в Токио. Потом пути разошлись, Давид со своими уехал в США, молодые – в Прагу. И кто мог знать, что они и их сестра Людмила в следующий раз обнимут друг друга в Праге только через 40 лет.
Если о месте пребывания Давида его сестра Марианна знала, то о судьбе Людмилы, где-то сгинувшей на просторах СССР, не было известно ничего. И только потом узнали, что она в полной нищете, лишившись двух сыновей во время войны и потеряв все документы, живет в Саратове. Путем немыслимых усилий Марианне и ее сыну Владимиру удалось вывезти Людмилу в Прагу, где она и провела остаток жизни.
Главное достоинство книги Деменока – введение в золотой фонд культурного достояния неизвестного до сих пор архивного материала, связанного с Давидом Бурлюком, его братьями Владимиром и Николаем, а также большого количества картин и рисунков их сестры Людмилы. Иллюстрировано издание просто замечательно. Судя по всему, мы можем говорить об обретении наследия художницы большого масштаба. Недаром она была одной из первых женщин, принятых в академию. У нее была тяжелая жизнь. Муж, скульптор Василий Кузнецов, умер от тифа вскоре после Гражданской войны. Двое сыновей погибли на фронте, один угодил в психическую больницу. Самой часто бывало нечего есть, но она все время старалась писать и умудрилась сохранить какой-то детский, незамутненный взгляд на мир. Что и давало свет ее картинам.
Давид Бурлюк, признанный мэтр и издатель художественного журнала, приезжал из Америки в Прагу к родным дважды. От визитов осталось море фотографий, рисунков, набросков стихов. Как и его сестра, Давид Давидович работал беспрерывно. Одной из жемчужин этого собрания стала небольшая тетрадь, сделанная из альбомных листов для рисования, согнутых пополам и сшитых черной ниткой. В нее вошло 18 стихотворений, написанных в течение полувека.
Колокольчики звенели,
И лиловый этот звон,
Ароматный, слышный еле –
Доносился в небосклон.
Какую-то дивную, недоступную другим музыку слышали Давид и Людмила Бурлюк. Так же как и их братья Владимир и Николай.
Николай, необыкновенно одаренный поэт, был расстрелян «чрезвычайной тройкой» в 1920 году за то, что был мобилизован на службу в радиодивизионе Белой армии. Владимир, художник, участник футуристической группы «Гилея», погиб в Греции на Салоникском фронте в годы Первой мировой в 1917 году. Исследовательница русского наследия в Греции Ирина Жалнина отыскала его могилу среди бескрайних погостов Эллады. И о Владимире, и о Николае Евгений Деменок также обнаружил много материалов среди бездонного пражского архива.
Остается только признать, что чудеса еще случаются, и поздравить всех нас с обретением такого замечательного наследия этой семьи потомков запорожских казаков.