Философия преступления… Или наказания… Для людей, далеких от проблем уголовного права и философии, а проблему борьбы с преступностью познающих через просмотр вечерних детективов по телевизору, эти словосочетания могут выглядеть по меньшей мере странно, если не сказать большего. В самом деле: что может означать «философия преступления»? Философию убийства? Или кражи? Или, того хуже, изнасилования? О философии какого преступления мы говорим? И можно ли (а главное, нужно ли) об этом вообще говорить? Уже ради поиска ответов на эти вопросы следует заглянуть в книгу известного в России и Азербайджане ученого, доктора юридических наук, профессора Ильгама Мамедгасана-оглы Рагимова «Философия преступления и наказания». На ее презентацию в Баку специально собралось свыше ста человек – ученых, дипломатических представителей, экспертов в области законодательства и уголовного права из Азербайджана, России, Турции, Катара и других стран.
На самом деле книга – не только о поиске ответов. Человечество с момента своего появления совершает преступления. По Библии, Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26). Неужели преступление присуще и Богу? Ничего подобного! Человек сам отошел от этого образа, преступив запрет, – вкусил плод с древа познания и из бессмертного превратился в смертного. Недаром он (Адам) был предупрежден: вкусишь этот плод и смертию умрешь (Быт. 2, 17). Человек вкусил, все понял, но почему же не остановился и стал совершать новые преступления: от кражи перешел к убийству и далее. В чем причина такого поведения? И что есть преступление сегодня? Похоже ли оно на преступления, что совершались тысячу или пять тысяч лет тому назад? И здесь мы объективно (читай: вынужденно) выходим на пласт вопросов без ответов, на которые и ответить-то в рамках уголовного права и криминологии просто невозможно. Нет там этих ответов.
В природе нет преступлений. Преступление – категория договорная. Люди в разные эпохи и в разных местах договаривались, исходя из своих жизненно важных, но текущих интересов, о том, что они будут называть преступлением. В Древнем Египте было такое тяжкое преступление, как наступление на тень фараона, что каралось исключительно смертной казнью. А в УК РСФСР 1960 года отказ вернуться из-за границы расценивался как измена Родине, что тоже могло повлечь за собой смертную казнь. Сегодня это выглядит дико, но так было. Значит, тогдашние законодатели чем-то руководствовались? Какие такие нравственные, философские, социальные основы лежали в основе этих нормоустановлений? Очевидно, что без глубокого изучения нравственных категорий, категорий философии мы не сможем найти адекватные ответы на эти вопросы.
Это все касается понимания преступления. Но, казалось бы, что сложного в наказании? Масса древних манускриптов полна указаниями на необходимость использовать принцип талиона: равным за равное. Выбили зуб – надо выбить зуб преступнику, отрубил человек другому человеку руку – отрубить и ему, убил – убить и его. Все просто. Непонятно только, кто от этого выигрывает: вместо одного инвалида общество получает двух, вместо одного трупа – два. А если один мерзавец убил сотню своих соплеменников – его ведь при всем желании нельзя убить даже два раза. Значит, наказание не действует? Или надо применять принцип абсолютного сложения сроков лишения свободы, как в Америке: три пожизненных или 926 лет лишения свободы? Разве это не абсурд?
Человечество на пути своего развития использовало самые жесткие, даже жестокие меры воздействия на преступников, но преступность только росла. Стали гуманизировать меры наказания – стало только хуже. Значит, надо делать нечто принципиально другое. Но что? Увы, однозначного ответа нет. Однако это не означает, что его не нужно искать. Анализируемая работа – яркое тому подтверждение. Искать надо, и поиски продолжаются. Рано или поздно мы найдем эти ответы.
По большому счету привлечение философии в сферу уголовного права, вообще в сферу борьбы с преступностью – это попытки найти адекватные ответы со стороны общества и государства на угрозы, заданные уровнем и состоянием современной преступности. Следует напомнить, что предыдущая работа автора называлась «Преступность и наказание» (2012). Не преступление и наказание, о чем писали многие мыслители прошлого – достаточно вспомнить роман Достоевского, который так и называется, – а именно преступность.
Дело в том, что преступление – это всегда единичный факт в биографии человека (разумеется, таких фактов в биографии некоторых граждан может быть очень много). Преступность же – массовое социальное явление, которое развивается по собственным законам. Вот этих законов мы, к сожалению, и не знаем. Не знаем, но пытаемся постичь. Конечно, общество не может не реагировать на преступность, но наказание как один из видов реакции – и это уже доказано историей развития и преступности, и наказания – не может окончательно избавить общество от преступности. Оно (наказание) объективно должно подкрепляться какими-то другими формами воздействия. Сегодня мы можем о них даже не догадываться. Но они будут найдены. В связи с этим книга «Философия преступления и наказания» – еще один шаг на пути этих поисков. Наконец, последнее замечание. Можно ли обойтись без философских изысканий в сфере борьбы с преступностью? Автор подробно освещает эту проблему. Вывод простой: нельзя. Чтобы было понятней, можно добавить: пробовали – не получилось. Поэтому хватит бегать по кругу, подобно цирковым лошадям, пора браться за серьезную и тяжелую работу. Эта работа далеко не каждому по плечу, но ее надо делать, и она будет сделана.