13 июля 1826 года завершилась земная жизнь Кондратия Федоровича Рылеева и четверых других руководителей декабристского восстания – они были повешены на валу кронверка Петропавловской крепости. Началась их другая жизнь – в истории.
Хотя биография, поэтическое творчество и издательская деятельность Рылеева исследованы больше, чем кого-либо другого из участников тайных обществ 1820-х годов, жизнь его, как отмечают в своей новой работе историки Анастасия Готовцева и Оксана Киянская, «насквозь легендарна». Рылеева принято изображать как пылкого идеалиста, все мысли которого были только о любви к родине. Но каким еще был Рылеев? Это важно не только для понимания его личности, но и для понимания того, что он совершил. Новое знание не уменьшит масштабы деяния, но поможет выбрать более точный ракурс при взгляде на декабрьское восстание 1825 года.
И здесь упоение героикой 14 декабря может сослужить дурную службу. Нужно долгое и кропотливое исследование – наподобие того, которое провели Готовцева и Киянская, проработавшие долгое время в архивных фондах Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Исследовательницы поставили перед собой сложную задачу: показать не музейный экспонат, но живого человека. Для этого они тщательно, как археологи, просеивают прошлое, прицельно выявляя то, что касается семьи Рылеевых, оставляя только те факты, которые можно перепроверить. В книге нет ни громозвучных определений, данных в прошлом декабристам, например, Герценом, назвавшему их «богатырями, кованными из чистой стали с головы до ног», ни идеологических клише наподобие ленинского «декабристы разбудили Герцена». Все эти формулы принадлежат другому дискурсу.
Анастасия Готовцева, Оксана Киянская. Рылеев. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 352 с. (Жизнь замечательных людей). |
Авторы не боятся показать своего героя в неприглядном свете. И такого Рылеева в нашей исторической науке еще не было: карточный игрок, дуэлянт, изменял жене, служил плохо – сослуживцы относились к нему с насмешкой, не желая видеть в Рылееве великого человека, так как, по словам современника, в нем не было ничего, кроме «излишней спеси, самолюбия и правды в речах». Хотя, как замечают авторы работы, люди, окружавшие Рылеева, чаще всего не видели происходившей в нем «серьезной нравственной работы».
Введение многих новых фактов в широкий обиход можно считать заслугой Готовцевой и Киянской. Например, Рылеев, будучи весьма прагматичным человеком, всю жизнь, по словам авторов, «подыскивал себе походящих покровителей». В начале 1820-х годов им стал князь Александр Голицын. Когда же он попал в опалу и был вынужден уйти в отставку, Рылееву стало трудно печататься. Других покровителей у него тогда не было, и поэт, вступая в ряды заговорщиков, решил, что поскольку в их программе значились такие для него важные положения, как свобода печати и отмена предварительной цензуры, то в результате переворота он сможет решить для себя и проблему своих публикаций. Разумеется, это была далеко не единственная причина для вступления в заговор.
Почти не писали у нас о том, как относился Николай I к семье Рылеева. Как показано в книге, император разрешил жене Рылеева переписываться с мужем сразу после ареста. Кроме того, по решению императора жене Рылеева была оказана серьезная финансовая помощь (затем деньги стали поступать вдове и от частных лиц), а в 1829 году дочь Рылеева по приказу самодержца была принята на казенное содержание в Патриотический институт в Санкт-Петербурге; вдова получала пенсию до вступления во второй брак, дочь – до достижения совершеннолетия. Согласно архивным документам, Николай I оказывал существенную помощь – как финансовую, так и устраивая детей в престижные учебные заведения – нескольким десяткам семей декабристов. Невольно вспоминаются бытовавшее в годы сталинских репрессий лицемерное речение «Сын за отца не отвечает» и печально известный АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины…
Книга Готовцевой и Киянской – прекрасный пример того, как надо писать биографии известных людей: не следуя бездумно за авторитетами, но проверяя и перепроверяя, руководствуясь только одним критерием исследования – Истиной. Авторы книги о Рылееве, как мне кажется, хотели не только заново прочесть жизнь своего героя, но и сказать что-то о нас, о сегодняшнем дне, о неких экзистенциальных ситуациях, возникающих в нашей жизни. Когда мы столкнемся с необходимостью принимать решение, которое может кардинальным образом изменить нашу судьбу, вспомним слова Рылеева: «…И ежели это будет несчастливо, мы своей неудачей научим других…»