Это не Запад, а Ближний Восток... Где верблюды? Где оазисы? Фото Reuters
Есть периоды в жизни людей, народов и целых стран, когда заурядное течение их жизни вдруг сменяется бурным водоворотом. Впоследствии, оглядываясь назад, с трудом верят, что в этот короткий отрезок времени вместилось столько событий. Во всяком случае, для романистов и историков такие периоды – кладезь захватывающих сюжетов. Жизнь всегда оказывается непредсказуемым демиургом, посрамляющим записных пророков, но дающим богатый материал для осмысления политологами постфактум.
Кто-нибудь смог предсказать арабскую весну со всеми ее кровавыми поворотами и стремительной сменой декораций? Только по завершении этого исторического действа можно будет нарисовать целостную картину событий и определить причинно-следственную связь эпизодов.
Сергей Плеханов. Глядя в будущее. Эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани. – М.: Недра, 2013. – 264 с.
|
На первый взгляд, к непредсказуемым историческим аномалиям можно отнести и стремительный подъем крохотного эмирата, о котором десять лет назад мало кто слышал. И о котором ныне постоянно говорят и пишут с прибавлением экспрессивных эпитетов, вроде «маленький, но зловредный». Книга Сергея Плеханова, автора нескольких жизнеописаний современных лидеров Востока, позволяет составить представление о том, какие обстоятельства способствовали выдвижению Катара на авансцену региональной политики, что стало первопричиной превращения карлика в политического тяжеловеса.
Ныне широко известно, что малонаселенный эмират обладает гигантскими запасами газа, позволившими ему приобрести финансовое могущество, а оно в итоге обеспечило и рост политического влияния. Но путь к этому оказался непростым. Решающим фактором оказалась политическая воля и решимость эмира Хамада бин Халифа Аль Тани, пришедшего к власти в июне 1995 года. Автор показывает становление личности монарха в контексте бурной истории региона, представляет его как амбициозного лидера, изначально обладавшего видением определенной картины будущего, готового брать на себя риск политических реформ и смены приоритетов в энергетической сфере.
Рассказывая об истории освоения крупнейшего в мире месторождения газа «Норт филд», строительства комплекса заводов по сжижению газа, создания специализированного танкерного флота, автор подчеркивает, что этот мегапроект начинался в период самого большого за последние десятилетия падения нефтяных цен. Казна эмирата была опустошена, пришлось прибегнуть к массированным заимствованиям, сворачивались социальные программы, происходило снижение доходов на душу населения. К этому следует добавить то обстоятельство, что Катар находится гораздо дальше от основных потребителей газа, чем любой из его основных поставщиков. В таких обстоятельствах полноценной отдачи от проекта можно было ожидать через несколько десятилетий. Гиганты энергетического рынка, поначалу вошедшие в проект, дрогнули. Пришлось менять коней на переправе...
Автор выделяет наиболее драматические моменты – а их было немало за 18 лет правления Хамада бин Халифа – и показывает, как принимаются решения, способные изменить не только страну, но и привести к серьезным последствиям для целого региона. Таким судьбоносным моментом стало создание спутникового телевизионного канала «Аль Джазира», перевернувшего сознание арабов и подготовившего взрывное распространение новых идей. Борьба, которая велась вокруг этого любимого детища эмира, достойна запечатления в увлекательном политическом триллере. Столь же динамична история выдвижения Катара на ведущие роли в ливийском и сирийском конфликтах. В то время, когда лидеры крупных региональных держав медлили, выжидая, чем кончится кризис в той или иной стране, эмир решительно, если не сказать азартно, поставил на кон имеющиеся у него финансовые, медийные и военные ресурсы.
Так действовал Катар и в борьбе за право называться спортивной Меккой арабского мира. Прослеживая хронологию продвижения и победы катарской заявки на проведение чемпионата мира по футболу 2022 года, автор и здесь выявляет нацеленность монарха на комплексное решение задачи завоевания известности и престижа страны.
Имея изначальный амбициозный план строительства нового Катара, абсолютный монарх проложил путь к трансформации традиционного общества в направлении большего динамизма, пробудил в нем потенциал, который позволит войти Катару в число наиболее развитых стран мира. То, что достигнуто – увеличение ВВП в 20 раз (за 18 лет!) и выход на первое место в мире по доходу на душу населения – важное условие для впечатляющего человеческого развития. Но Хамад бин Халифа увидел и возможные негативные последствия быстрого обогащения. Поэтому не меньшие усилия он и правящая семья в целом всегда предпринимали для того, чтобы образование, культура и духовное наследие вышли на первое место среди приоритетов страны в целом и каждого отдельного человека.
Передав власть своему 33-летнему сыну и избранной им команде молодых, хорошо образованных представителей катарской элиты, Хамад бин Халифа явно рассчитывает на то, что заданный им вектор развития будет сохранен, что набранная в ходе политических и экономических реформ динамика не иссякнет.