0
2290
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Панорама среза

Тэги: крохин, филологическая проза


крохин, филологическая проза

Юрий Крохин. С оттенком высшего значения. Филологическая проза. 
– М.: Красногорская типография. – 598 с.

11 лет назад вышла в свет книга литературного критика и культуролога Юрия Крохина «Фатима Салказанова». А за 10 лет до этого еще одно исследование – «Профили на серебре», посвященное страдальческой жизни и творчеству поэта Леонида Губанова. Казалось бы, большие паузы, длительное перерывы. Но эти перерывы не означали творческого молчания. В течение всего этого длительного времени Юрий Крохин напряженно и серьезно участвовал в постижении творческого пространства России и сегодня выпустил в свет объемистый том с возвышенным и многозначимым названием «С оттенком высшего значения». Здесь собраны эссе, раздумья, интервью, посвященные деятелям русской и мировой культуры. 

Хочется отметить, как «выстроена» эта книга. Она состоит из четырех разделов, что позволило автору как бы отфильтровать и классифицировать созданные им за 10 лет рецензии и обзоры различных явлений российской культуры. Эта хорошо продуманная композиция позволяет нам не заплутать среди многообразных проявлений мира литературы, театра, архитектуры, в самом широком смысле – современного искусства.

Рецензент охарактеризовал бы этот том несколько иначе: не филологическая, а именно культурологическая проза. Отсюда и следует феноменальный охват автором явлений культурного мира России.

С позиций сегодняшнего дня Юрий Крохин обращается к творчеству Василия Аксенова и Георгия Владимова. Знаменитые шестидесятники и в последние годы своей жизни творили ярко, страстно, публицистично. Вот только интервью давать не любили, как люди, уставшие от славы и поклонников. 

Проникновенно пишет автор о романе Феликса Светова «Отверзи ми двери» и безжалостным критическим скальпелем препарирует героя этого романа – Льва Ильича Гольцева. «Ему, – пишет Крохин, – по словам отца Павла Флоренского, сквозь зияющие трещины человеческого рассудка видна бывает лазурь вечности. Об этом и написан роман «Отверзи ми двери». К этим раздумьям примыкает эссе об Александре Солженицыне: интересно, что здесь зафиксировано то, как длительное время «Красное колесо» нобелиата транслировалось по радио… в исполнении самого Александра Исаевича.

 Своеобразно отмечает критик и 60-летие Венички Ерофеева, пишет о малоизвестных прогулках Ерофеева и поэта Вадима Делоне. Эти и другие как бы незаметные штрихи и черточки литературной жизни подчеркивают подлинность происходившего с персонажами критика. Особое место занимают в книге раздумья о Набокове.

Но волнуют автора не только судьбы недавней литературной истории, но и, может быть, в первую очередь сегодняшняя жизнь. Интересны и многогранны эссе, посвященные творениям замечательной писательницы Дины Рубиной, ее книгам «Камера наезжает!..», рассказам «Цыганка», «Адам и Мирьям» и другим. 

Острые строки посвящает автор и короткому роману «Псевдоним» – остросюжетному творению писателя Муравина, который появился на литературной арене всего пару лет назад, но уже привлек к себе интерес многих ценителей и знатоков литературы. Юрий Крохин в своей книге как бы воскрешает образ забытой поэтессы Надежды Солнцевой и снова обращается к судьбе талантливого (чтобы не сказать – гениального!) поэта Леонида Губанова. Обращается критик к современным мемуарам поэта Сергея Мнацаканяна «Ретроман, или Роман-ретро», в котором словно оживают знаменитые и малоизвестные судьбы литераторов 60–90-х годов ХХ века.

Книга удивляет своим охватом, знанием культурного и литературного мира. Здесь собраны эссе, посвященные не только литературе, но и театральному миру под рубрикой «Лики нашей культуры».

Особое место в книге занимают многочисленные, взятые в разные годы последнего 20-летия интервью. Здесь и беседа с главным редактором российского «Континента» Игорем Виноградовым, с прозаиком Фазилем Искандером, с автором книг о жизни и творчестве Набокова Брайаном Бойдом, с поэтом Кириллом Ковальджи, с известной актрисой Аллой Демидовой и знаменитым режиссером Юрием Любимовым, который рассказывал о своей постановке романа «Мастер и Маргарита». Это только малая часть развернутой Юрием Крохиным панорамы культурного среза современной России. Яркая, своеобразная, насыщенная реалиями и именами книга будет интересна многим. Однако многим не достанется из-за скромного тиража, каким сегодня выходят подобные издания.

В заключение напомним, что в этом году Юрий Крохин стал финалистом премии «Нонконформизм-2013», учрежденной «Независимой газетой». Новая книга Юрия Крохина лишний раз подтверждает справедливость этого решения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1284
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
672
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
597
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
765

Другие новости