Мария Романушко. Художник Валерий Каптерев. Гений, которого пора открыть.
– М.: Гео, 2013. – 452 с.
Весной этого года в Третьяковской галерее проходила персональная выставка необычного художника – Валерия Каптерева (1900–1981). Чтобы попасть в залы, где она была развернута, посетитель проходил через постоянную экспозицию изобразительного искусства России ХХ века с известными по многочисленным репродукциям работами признанных художников. И вдруг он оказывался в совершенно ином измерении, среди небольших картин, автор которых неповторимым образом смотрел на мир и думал о нем. Каждая работа, если углубиться в нее, превращалась в оживленный диалог художника со зрителем…
И так совпало, что почти сразу же после этой выставки вышла большая обстоятельная книга Марии Романушко, познакомившая нас с личностью и судьбой Каптерева, с историей большого рода, к которому он принадлежал, с поэтом Людмилой Окназовой, его супругой, с их неукротимо творческой жизнью. Книга о Валерии Всеволодовиче Каптереве – это не просто биография удивительного живописца, гениального и малоизвестного. Она существует в нескольких измерениях. Это страстная книга-роман, повествующая о судьбе двух творческих людей, которые нашли друг друга и полюбили. Это книга-исследование, внимательно и терпеливо восстанавливающая историю мощного талантливого российского рода, которым страна может и должна гордиться и которым она долго пренебрегала, по-разному подавляя и изничтожая членов этого рода. Это книга, вникающая в то, что произошло с Россией в XIX и XX веках. Ее автор страдает и сочувствует, терпеливо выявляет правду и находит ее сполохи в реальных судьбах людей. Это книга-поэма. О свободе и стойкости. О любви и преодолении испытаний. О призвании и служении ему вопреки житейским соблазнам и пресловутому «голосу общественности», подталкивающему в сторону этих соблазнов.
Молодежь, которая порой поразительно мало знает об истории собственной страны, найдет здесь удивительные факты, лучше иллюстрирующие течение исторических событий, чем статистика и хронология. Романтичность, дремлющая в душах, не поддавшихся разъедающему цинизму, найдет здесь опору для себя, увидит, что душа может быть свободной и парящей, в каких бы условиях она ни находилась. Мария Романушко, я считаю, пишет собственной душой, собственной причастностью ко всему, о чем идет речь. И вместе с тем книга необычайно полифонична, в ней звучат собственные голоса Валерия Каптерева и Людмилы Окназовой, голоса многочисленных друзей и ценителей живописи художника и стихов поэта, голоса современников и голос самой Истории.
Простой и выразительный стиль писем Каптерева к жене Людмиле Окназовой показывает его характер и отношение к жизни лучше фотографий, улавливающих преимущественно внешнее. Стихи Людмилы Федоровны заставляют жалеть, что здесь их так мало. Необычное впечатление производят отрывки из протоколов Союза художников. Невозможно поверить в документальность заявлений художников о дозволении рисовать Красную площадь, детишек в сквере или свой собственный дом – но и усомниться в этих исторических свидетельствах никак нельзя. А голоса из тетрадей и книг отзывов помогают понять, на чем была основана притягательность дома Каптеревых.
Хочется крикнуть: читайте книгу о Каптереве. В наше время, все менее склонное к бумажным книгам, читайте эту толстую книгу, с фотографиями и репродукциями картин.