Владимир Попов. Свет Розова: люди театра, родные и близкие, ученики и критики о великом драматурге ХХ века Викторе Сергеевиче Розове.
– М.: Луч, 2013. – 336 с.
Книга о Викторе Розове вышла как раз к столетию мастера. Примечательно, что написана она его учеником и последователем, прозаиком и драматургом, чьи пьесы давно с успехом идут на сценах российских театров, Владимиром Сергеевичем Поповым. Автор выбрал жанр непринужденного рассказа, изобилующего массой интересных деталей, юмором, завораживающим стилем. В своей книге он щедро предоставил слово известным писателям, артистам, режиссерам, искусствоведам, которые хотели бы вместе с ним вспомнить замечательного драматурга ХХ века, вернуться в незабываемые дни прошлого и снова проделать весь путь тех лет, что связывали их с Виктором Розовым. Конечно, какие-то материалы пришлось взять из газет 80–90-х годов, какие-то – из собственных записей: их автор вел, поддерживая 30 лет отношения со своим учителем.
И в итоге сама книга напоминает хорошо сделанный спектакль, разыгранный перед читателем в нескольких действиях. Первое происходит в Литературном институте, которому Розов отдал более 40 лет. Читатель попадает на его творческие семинары по драматургии, которые мастер вел вместе с критиком Инной Вишневской, окунается в мудрую, ироничную, добрую атмосферу занятий. Слушателями этого семинара были Мария Арбатова, Нина Садур, Владимир Малягин, Олег Перекалин, Александр Ремез и другие. Небольшие воспоминания учеников органично дополняют траекторию педагогического пути Розова. Второе действие представляют Олег Ефремов, Олег Табаков, Анатолий Эфрос, Марк Захаров, Анатолий Смелянский, Борис Любимов, Михаил Соломин, Сергей Юрский, Геннадий Печников, Игорь Кваша, Юрий Васильев, список можно продолжать еще. Их монологи или диалоги постепенно разворачивают картину театральной судьбы пьес Розова. И не только московскую, но и ленинградскую, саратовскую, иркутскую… О том, как создавались пьесы, Розов писал в своей автобиографической книге, а вот как они ставились и игрались, читатель узнает, что называется, «из первых рук». В третьем действии появляются родные драматурга, и раскрывается уже не только внешний профессиональный образ Виктора Розова, но и его внутренний семейный портрет, который дан и в прозе, и в стихах, – в книгу вошло поэтическое посвящение супругу Надежды Козловой. И в четвертом действии говорит с читателем сам Розов. О любимом театре, о своих коллегах и друзьях, о счастье встреч с ними, о становлении молодых драматургов, о нелегком труде писателя, о Москве, о книгах и чтении – впервые публикуется подборка его статей и интервью из периодической печати.
Таким образом, каждый герой книги Попова при основном действующем лице становится главным. И объединяет всех свет Розова, оставивший яркий след в их многогранной жизни.
Перевернув последнюю страницу книги, хочется снова перечитать всем известные пьесы («Ее друзья», «В добрый путь!», «В поисках радости», «Вечно живые», «Традиционный сбор», «Гнездо глухаря», «Кабанчик» и другие), увидеть их постановки на сцене. Так свет Розова проливается и на каждого читателя, который любит его творчество или который откроет его для себя впервые.