Михаил Задорнов. По родной России. Задорные путешествия.
– М.: Вече, 2013. – 224 с.
Если государство у нас любить не принято (да и оно отвечает взаимностью), то к родине, понятное дело, отношение другое. Родина ведь одна, как мать, ее не выбирают. Но в силу урбанизации страны россияне любят отчизну дистанционно, далеко из мегаполисов не выбираясь, а в отпуск отправляются на заграничные курорты – на расстоянии-то и чувства, говорят, острее. Потом обратно в свои квадратные метры, офисы, к витринам супермаркетов, снова сутолока, круговерть, и где уж там о родине подумать, себя бы не потерять.
Вопреки всему гордость за державу осталась, но умозрительная, почерпнутая из учебников и телепередач. Патриотизм сейчас преимущественно квасной, рифмующийся с балетом, Кремлем, Олимпиадой, Биланом, но не с банальным знанием о России. Открылся железный занавес, наши хлынули туда, иностранцы к нам. Но что мы знаем о собственном доме? Да, глубинку показывают, появляются репортажи о городках и весях, разбросанных по необъятным просторам, – но всё сплошь чернуха или клюква. В век самолетов, поездов, автомобилей и Интернета Россия для собственных граждан по-прежнему terra incognita, неизвестная земля. А ведь страна раскинулась от Балтики до Тихого океана. И жизнь не только за МКАД, она и за Уральским хребтом теплится.
Если кто-то ждет от сатирика привычных (да что там, набивших оскомину) по телевыступлениям хохм про американцев или русских за границей, то спешу огорчить – книга не о том, хотя и с юмором. Задорнов изменил эстрадным миниатюрам, обратившись к жанру путевого очерка. Этакий фрегат «Паллада», плывущий по тайге.
Пунктиром обозначим маршрут путешествия Задорнова. Начинается оно с гор, с Алтая. Именно там, в Беловодье, находится отечественная Шамбала. В тех краях и родная деревня Шукшина – Сростки. А пуп Земли, к общему сведению, находится в деревне Окунево, что в 200 километрах от Омска. Местечко с феноменальной энергетикой, где люди чтят русскую историю и живут, как жили наши предки-славяне – в единении с природой.
|
Ну как тут не полюбить родину?
Фото Екатерины Богдановой |
Уральская деревня Пороги, где когда-то ковалась булатная сталь, а в 1910 году заработала первая в России ГЭС. В Челябинской области на озере Тургояк есть остров Веры, он расположен на стыке двух «плит» – Европы и Азии – и интересен своими древними поселениями.
Рассказ о Курилах является своего рода флешбэком: в тех краях Задорнов побывал, будучи студентом, в составе ботанической экспедиции. Переполненный ностальгией трехсерийный мемуар под многообещающим названием «Как я стал мужчиной».
Едем дальше. Томск. Там жил старец Федор Кузьмич, который, согласно легендам, был удалившимся от света царем Александром I. В городе много необычных памятников: похожему на мультяшку Чехову, домовому, электромонтеру, зубу и даже рублю (последний монумент – деревянный).
Очередной флешбэк. На этот раз в комсомольскую юность Михаила Задорнова. Автор вспоминает поездки по Сибири с агитбригадой Московского авиационного института. Гастролировали по Тюмени, Тобольску, навестили строителей БАМа, побывали в Хабаровске, Владивостоке – в общем, покатались ребята достаточно, чтобы понять, чем страна живет и что за люди ее населяют.
Несколько особняком стоит вояж Задорнова на немецкий остров Рюген. Объяснение простое: еще до германских племен этот осколок суши, омываемый Балтийским морем, пишет Задорнов, населяли славяне. В последнее время сатирик ударился в проблемы языкознания и со сцены озвучивает результаты своих лингвистических изысканий – так вот книга оказалась еще одним инструментом трансляции весьма, скажем так, смелых идей.
Этнографические и исторические сведения соседствуют с лирическими зарисовками, а иной раз и с критикой властной верхушки. Задорнов, конечно, не Паустовский или Пришвин, но природу не только видит, но и чувствует – столько любования и восторга в тексте, столько тревоги, что равнодушным читатель не останется.