Елена Сафронова. Все жанры, кроме скучного.
– М.: Вест-Консалтинг, 2013. – 114 с.
Оценивать работу критика – дело непривычное. Так же и критику непривычно оказаться по другую сторону баррикад. Потому хотя бы, что книга публицистики, критических статей – достаточно редкое явление в современном литературном мире. Даже тем, кто постоянно работает для периодических изданий, мало когда удается систематизировать свой труд и представить на суд читателя отдельное издание. Елене Сафроновой – удалось. Хоть в сборник «Все жанры, кроме скучного» попала лишь малая часть ее работ.
Если попытаться оценить главную цель данного издания, я бы назвала борьбу с литературным снобизмом. Такой гуманистический подход – не только главная цель, но и главная ценность. Для Елены Сафроновой утверждение «не бывает плохих жанров» – не пустые слова. С одинаковым вниманием она относится и к бардовской песне, и к фантастике, и к развлекательному чтению, и к сетевой литературе в самых радикальных ее проявлениях. Это добрый пример коллегам-критикам, которые прискорбно часто воспринимают данный массив текстов «через губу», считая оценку их ниже своего гуманитарного достоинства. Таким образом как бы отрицая само существование всех этих направлений. Но они есть – отрицать их существование значило бы отрицать очевидное. Все равно что биологу отрицать простейшие организмы в пользу более сложных жизненных форм.
|
Хорошо, когда писатель стремится доставить
читателю несколько приятных минут.
Джулио Романо. Любовники. 1525.
Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Название сборника – точное и немного провокационное. Если говорить о том, что не попало в книгу. В книге не упомянута наша так называемая серьезная проза. И, конечно, не потому, что Елена Сафронова с ней не работает в принципе. Работает. Доказательства чему можно найти, например, в «Журнальном зале». Но с этим массивом не работает только ленивый. И понятна авторская позиция, когда на ограниченном пространстве он делает выбор в пользу малоизученного и несправедливо забытого.
Можно возразить – как же тогда в сборнике оказался раздел «Военная проза»? Это ли не серьезная литература? Вот и про «Асана» сказано, и про «Чеченские рассказы». Да, конечно. Но помимо этого сказано, что это – лишь малая часть батального айсберга, чья верхушка видна над водой современной прозы. А под нею кипят почти голливудские страсти, идет в рамках жанра борьба ни много ни мало добра со злом и есть место для героя – даже, пожалуй, супергероя, – которого днем с огнем не найти в современной прозе «для продвинутых пользователей». И это не единичные случаи. Будем честными – это основное направление. Модное направление. Доказательством чему могут послужить не только многочисленные серийные издания «для настоящих мужчин», но также бесконечные военные сериалы центральных каналов. Именно об этом старается напомнить Елена Сафронова, включая военную прозу в сборник «Все жанры, кроме скучного».
Если иметь целью похвалить автора, то вторым пунктом можно назвать четкую структуру сборника. Текст книги грамотно выстроен. Пять разделов, не мешающих друг другу. Очень разных, однако работающих на общую идею.
Но и это была бы не главная похвала. Главное, пожалуй, в том, что Елена Сафронова относится к тому редкому типу критиков, которые не пытаются самоутвердиться за счет авторов, выбранных для оценки, а, наоборот, к каждому стараются подойти с его позиций и в первую очередь понять авторскую точку зрения, а уж потом раздавать пряники и тумаки. С одинаковым уважением в сборнике говорится и о Маканине, и о Городницком, и о мало кому известных дебютантах Валерии Угарове и Марине Якимовой, хотя это не какие-нибудь новые звезды «Дебюта» и «Нацбеста», пишущие о социальных язвах, а лишь пара соавторов, вступивших в многочисленные ряды фантастов-эсхатологов.
И причина тут не в том, что автор неразборчив. А в уважении к читателю. То есть к любому читателю, на каком бы уровне тот ни находился. В доказательство – и в завершение темы – хотелось бы передать слово автору и закончить цитатой:
«Мне нравится, когда писатели думают о читателе как о своем друге, кому хочется доставить несколько приятных минут, а не как об объекте перевоспитания, каковой и глуп, и беспомощен, пока ему глаза не откроешь – что любить, что ненавидеть».