Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2011.
– М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2012. – 720 с.
«Судьба зашвырнула Александра Исаевича в изгнание, но она же сделала его живым мостом между двумя разрубленными берегами русской культуры. Здесь уже говорилось о том, что история этого дома началась не пятнадцать лет назад, а значительно раньше, когда Александр Исаевич призвал соотечественников немедленно сесть и писать воспоминания, и отклик был горяч: больше тысячи рукописей мы привезли и передали этому дому».
Так говорила Наталья Дмитриевна Солженицына, выступая на праздновании 15-летия Дома русского зарубежья, сегодня названного, естественно, в честь своего основателя. Дом русского зарубежья, этот сверкающий центр на Таганке, действительно стал своего рода живым мостом между Россией и русской диаспорой. Со всего мира сюда поступают от наших бывших эмигрантов и их потомков книги, рукописи, картины, здесь находятся архивные и книжные хранилища, открыт читальный зал, проходят конференции, семинары, выставки. И, конечно, издаются книги. Одной из главных визитных карточек дома стал его «Ежегодник». Недавно увидел свет новый выпуск за 2011 год.
Прозаик Юрий Давыдов писал, что перечисление всегда опасно, ибо может вызвать скуку у читателя. Но, уверен, ничего подобного этому большому тому, в котором много статей, публикаций, отчетов о научных конференциях, не грозит. Все материалы объединены, естественно, одной, но необозримой темой: «Россией в изгнании», «Россией вне России». Значительная часть «Ежегодника» отдана Бунину. Великому и вечно загадочному. Антон Бакунцев реконструирует, словно археолог сосуд по черепкам, знаменитую лекцию «Великий дурман» – ее Иван Алексеевич прочел в Одессе в грозном 1919 году. Яростное, словно из времен протопопа Аввакума, воспринятое многими как оскорбление народа России выступление это, указано в «Ежегоднике», нигде не было опубликовано полностью, а лишь во фрагментах в газетах. По самым различным источникам восстанавливает также Татьяна Марченко отношения Бунина к Блоку и общее в их восприятии страшного слома своего времени. Одним из тех критиков русской эмиграции, которые часто задевали Бунина, был Дмитрий Петрович Святополк-Мирский. Наверное, его судьба могла бы стать символом трагедии иллюзий нашей интеллигенции. Этот князь, Рюрикович, всем сердцем принял строительство социализма в России, а Бунин, как и многие другие наследники классических традиций, казался ему обветшалой пылью на дороге новой и свободной жизни. Уехав за птицей счастья в СССР, Святополк-Мирский навсегда сгинул в бездонной печи ГУЛАГа. «Ежегодник» предлагает работу Михаила Ефимова об истории и истоках яростной борьбы Мирского с «отжившими дворянскими литераторами».
В среде русского изгнания, как известно, были и другие, так же претендовавшие на титул властителей дум. Среди них, бесспорно, Иван Сергеевич Шмелев. Бытописатель старой Москвы, православной святой Руси, потерявший во время красного террора в Крыму единственного сына, он с потрясающей силой в своих строках возвращал картины прежней жизни и проклинал новую власть. Главный хранитель Российского фонда культуры Ольга Землякова представляет читателям документы из архива писателя, письма к его ангелу-хранителю Юлии Кутыриной, рассказывающие о первых годах жизни во Франции и о яростном отказе на приглашение вернуться в советскую Россию. Другому классику зарубежья, Владимиру Владимировичу Набокову, также нашлось место в сборнике. Благодаря Николаю Мельникову мы впервые можем познакомиться с интервью, которые уже избалованный славой писатель в послевоенные годы раздавал итальянским журналистам. «С 1920 по 1939-й я был русским эмигрантом и писал на родном языке. После 1940-го я стал гражданином США. Да, я горд тем, что считаюсь американским писателем». «Ирония, основанная на игре слов, еще хуже, чем ирония сама по себе. То, что некоторые читатели воспринимают как иронию, всего лишь способ видения мира». Любителям набоковских шарад и головоломок предоставляется новое поле для их любимых занятий.
Марк Алданов и Георгий Адамович, наверное, вряд ли на сегодняшних читателей имеют такое же влияние, какое было в зарубежье. Блистательный исторический романист и непререкаемый «мэтр» литературной критики каждой своей строкой вызывали жадное внимание читателей российской эмиграции. Один из самых известных современных исследователей зарубежья Олег Коростелев публикует на страницах «Ежегодника» огромную переписку Марка Александровича и Георгия Викторовича за 1944–1957 годы. Перед нами разворачивается целое полотно литературной жизни изгнания в трудное послевоенное время. Издания, гонорары, жизнь собратьев по перу, в том числе в переписке, – много внимания уделяется Бунину. Читатели имеют также полную возможность с головой окунуться в неистребимые склоки, которых никак не могли избежать русские литераторы.
Имя матери Марии (в миру Елизаветы Юрьевны Скобцовой) давно и прочно вошло в пантеон российских мучеников. Женщина, посвятившая жизнь больным и страждущим, шагнувшая в газовую камеру вместо другой, чья страшная очередь подошла к концу, в дни своей юности и молодости не избежала революционных увлечений, да и прямого участия в Гражданской войне. Все это довольно хорошо известно, но Наталья Ликвинцева анализирует почти не известные доселе статьи будущей монахини в газете Керенского «Дни». За почти десятилетний период публикаций можно проследить, как происходит все более глубокое обращение Елизаветы Юрьевны к вере.
Можно очень долго перечислять материалы «Ежегодника». Здесь и отчеты о конференциях, посвященных Столыпину и одной из главных фигур российского либерализма Софье Паниной, и статья замечательного исследователя и собирателя наследия русской эмиграции на Балканах Алексея Арсеньева о наших соотечественниках в Боснии. А как не упомянуть о заметках одной из главных спасительниц русских некрополей в Греции Ирины Жалниной-Василькиоти о жизни офицеров, солдат и моряков белой армии в Салониках, о глубоких исследованиях научного зарубежья или о публикации Натальи Белевцевой путевого дневника – альбома мастера иконописи, духовной дочери о. Сергия Булгакова Юлии Николаевны Рейтлингер. Ее росписи, созданные для православного храма в Медоне, сегодня встречают любого, кто заходит в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына.
«Ежегодник» слишком велик по объему и по содержанию, и все охватить в небольшой рецензии просто невозможно. Лучше читайте эту книгу.